Коронавирус и образование: что происходит?
Содержание:
- Могут ли заменить полностью традиционную учебу на удаленную?
- Мнение родителей о домашнем обучении
- Дистанционное обучение в вузах из-за коронавируса – новости
- Дистанционка по желанию
- В таких сложных условиях в некоторых регионах, предполагая наличие проблем с эпидемиологической безопасностью, разрешили родителям учеников самим выбирать вариант обучения. Если они считают, что пребывание в школе может быть опасно с точки зрения возможного заражения, то они могут оставить своего ребенка дома и воспользоваться дистанционным обучением.
- «Во многих регионах, в том числе в Москве, родителям предоставляется право по их решению, даже если школа работает в штатном режиме, если они считают, что в этот период времени целесообразнее для здоровья ребенка в дистанционном формате проходить обучение, то можно написать заявление, ребенок будет проходить обучение в дистанционном формате», — сказал он в эфире радио «Комсомольская правда».
- «Ситуация разная. Мы мониторим в ежедневном формате, в том числе, какое количество детей, классов, школ уходит на дистанционное обучение в связи с тем, что в том или ином учреждении выявлены случаи распространения инфекции. Такие случаи действительно есть «, — сказал он.
- «Добровольно-вынужденный» переход на дистанционное образование
- «Многие очень ждут возвращения учащихся за школьные парты, и разговоры о каких-либо переносах при полной готовности системы образования вольно или невольно могут спровоцировать лишь социальное напряжение», — сказали в пресс-службе министерства.
- Одним словом, есть над чем задуматься родителям школьников. Самый главный вопрос для них — стоит ли рисковать здоровьем ребенка, его родителей и родственников ради снятия «социального напряжения» в обществе?
- «Перевернутый класс»
- Что будет с образованием в России, в случае распространения коронавируса на нашей территории?
- Почему 40% учителей заявляют о сложности оценки учащихся дистанционно?
- Государственная итоговая аттестация и ВПР
Могут ли заменить полностью традиционную учебу на удаленную?
Министр образования РФ Сергей Кравцов признал, что многие школы оказались не готовы к реализации образовательных программ дистанционно в полном объеме.
22 апреля 2020 года Минобразования совместно с Минкомсвязью и операторами телевещания запустили новую платформу для онлайн-обучения. К работе над проектом «Моя школа Online» были привлечены лучшие педагоги России.
Занятия проходят в формате телеуроков продолжительностью 30 минут и направлены на подготовку выпускников к экзаменам. В конце трансляции будет отображаться QR-код, который можно считать с помощью камеры на смартфоне. Таким образом, вы перейдете на портал «Российская электронная школа» и сможете там закрепить изученный материал, решая тестовые задания.
В эфире телепроекта также будут показывать передачи, направленные на помощь ученикам с выбором будущей профессии.
Использование телевидения позволяет сделать обучение одинаково доступным на всей территории России. Можно не волноваться из-за отсутствия или низкой скорости интернета. С 27 апреля 2020 трансляция уроков начнется на канале «ОРТ».
В России дистанционное обучение не заменит традиционное, но будет использоваться для того, чтобы усовершенствовать систему.
Приобретенные навыки интернет-образования позволят в дальнейшем дополнять занятия электронными форматами, или, например, заниматься дистанционно по субботам. Также оно будет эффективно, например, во время подъема заболеваемости сезонного гриппа и поможет ученикам, которые по состоянию здоровья не могут посещать уроки, не отстать от программы.
Мнение родителей о домашнем обучении
Родители школьников условно разделились на два лагеря. Одни возмущены организацией дистанционной формы обучения, другие воспринимают это как вынужденную меру и находят для себя преимущества.
Многие отмечают, что домашнего задания слишком много, самостоятельно дети не справляются, а у взрослых не хватает времени с ними заниматься.
В связи с многочисленными жалобами региональные департаменты образования идут на уступки родителям и просят учителей снизить объемы ДЗ. Например, в Удмуртской Республике школам дано указание, сократить количество домашних заданий для учеников среднего и старшего звена, а в начальной школе с 1 мая домашние задания будут отменены полностью.
Дистанционное обучение в вузах из-за коронавируса – новости
Дистанционное обучение в вузах из-за короновируса началось с 16 марта. Многие университеты сделали 3-дневные каникулы для студентов, чтобы преподаватели и управление учебного заведения смогли организовать мероприятия, связанные с проведением удаленного доступа.
Экстренные меры обеспечили достаточно успешную реализацию планов. Однако с 28 марта указом Президента РФ был объявлена нерабочая неделя. Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, подписал указ о назначении выходных для студентов с 28 по 5 апреля.
Таким образом, студенты остались на дополнительные каникулы дома.
Переходу на удаленный доступ способствовало разрешение бесплатного доступа к онлайн платформам. Например, открылись такие сервисы, как:
SkyEng – сервис, который помогает изучать языки, предоставил бесплатную возможность для всех желающих.
Coursera – онлайн площадка, которая помогает студентам заниматься через онлайн курсы и просматривать видеолекции преподавателей из ведущих стран мира. Необходимо лишь, чтобы вуз зарегистрировался на портале.
Некоторые ресурсы были доступны и раньше. К примеру, в открытом доступе всегда были онлайн курсы «Открытого образования». Здесь собраны видеолекции и задания от преподавателей ведущих вузов страны. Однако теперь сервис предлагает студентам пройти бесплатную сертификацию и получить справку о пройденных курсах. Такой документ ценится при трудоустройстве и добавляет баллы при дальнейшем поступлении в университет, например, в магистратуру или аспирантуру.
«Академия Хана» предоставляет бесплатный доступ для студентов. Здесь также собраны самые полезные и популярные лекции по всем направлениям.
Добавим платформы, которые предлагают учебные материалы только для некоторых специальностей.
К примеру, «Нетология» — это платформа, которая позволяет изучить маркетинг и менеджмент. Теперь открыт бесплатный доступ к полезной информации до конца карантина.
Интернет площадка «Pruffme» полезна для преподавателей тем, что он могут бесплатно проводить вебинар для студентов, а также загружать собственные тесты и задания, а затем проверять их.
Канал «Россия-Культура» также подготовил для студентов отличный сервис «Академия» для занимательного самообразования. Здесь собраны разные лекции по типу телевизионных передач. Обсуждаются чаще всего культурные явления.
Полезным для учащихся станет «Лекториум», который предлагает 5000 видеолекций по разным направлениям. Для школьников и их родителей, для студентов и преподавателей — каждый сможет подобрать себе интересный видеокурс.
Многие преподаватели уже успели высказать о переходе на дистанционное обучение в вузах из-за коронавируса. Отмечается легкость и быстрота перевода образование на удаленный доступ. У студентов не возникает каких-либо затруднений с обращением интернет ресурсов и выполнением заданий.
Большинство преподавателей убедилось, что дистанционный режим для некоторых предметов просто необходим. Также вполне возможно, что и большая часть обучения будет переведена на онлайн курсы. Некоторые преподаватели боятся, что разрушение контакта между учеником и наставником, который проходит в аудитории, отрицательно скажется на дисциплине. Однако за прошедшую неделю опасения не подтвердились.
Студенты уже давно готовы к переходу на удаленное образование. Скорее всего, такая тенденция позволит сделать обучение более доступным для большинства людей.
Дистанционка по желанию
В таких сложных условиях в некоторых регионах, предполагая наличие проблем с эпидемиологической безопасностью, разрешили родителям учеников самим выбирать вариант обучения. Если они считают, что пребывание в школе может быть опасно с точки зрения возможного заражения, то они могут оставить своего ребенка дома и воспользоваться дистанционным обучением.
Именно так поступили московские власти, разрешив переходить на дистанционное образование с 1 сентября 2020 года с простым письменным уведомлением об этом школы.
Директор московской «Школы в Капотне» Валерий Тихонов объяснил, как перевести ребенка на онлайн-обучение.
«Перейти на дистанционное обучение действительно очень просто: родителям ученика достаточно написать заявление на имя директора, и школа организует такой формат образования», — отметил Тихонов.
Он пояснил, что организации специального расписания для этого не нужно. Ученик дистанционно будет подключаться к занятиям, которые проводятся в его классе в оффлайн-режиме. У преподавателя в рабочем кабинете на столе будут стоять два ноутбука. Камеру одного из них направят на учителя, объясняющего урок. Камеру второго — на класс. Школьник будет подключаться к урокам в соответствии с расписанием своего класса.
К настоящему времени этот опыт взят на вооружение практически во всех регионах России. Об этом рассказал 6 августа 2020 года первый замминистра просвещения РФ Дмитрий Глушко:
«Во многих регионах, в том числе в Москве, родителям предоставляется право по их решению, даже если школа работает в штатном режиме, если они считают, что в этот период времени целесообразнее для здоровья ребенка в дистанционном формате проходить обучение, то можно написать заявление, ребенок будет проходить обучение в дистанционном формате», — сказал он в эфире радио «Комсомольская правда».
Глушко добавил, что некоторые школы в регионах России, в том числе в Забайкалье и Свердловской области, уже перешли на полностью дистанционный формат обучения. «Есть случаи, когда и отдельные классы переходят на дистанционное обучение», — добавил он.
Первый замминистра просвещения отметил, что в ряде случаев переход на дистанционный режим происходит из-за выявления случаев коронавируса в школах.
«Ситуация разная. Мы мониторим в ежедневном формате, в том числе, какое количество детей, классов, школ уходит на дистанционное обучение в связи с тем, что в том или ином учреждении выявлены случаи распространения инфекции. Такие случаи действительно есть «, — сказал он.
«Добровольно-вынужденный» переход на дистанционное образование
Фактически вышеизложенную информацию можно расценить, как призыв к «добровольному» переходу на дистанционную форму обучения, не дожидаясь официального закрытия школ.
В этом случае родители смогут уберечь ребенка от возможного контакта с вирусоносителями и уменьшить вероятность заражения как ребенка, так и самих себя. Такой вариант подходит для тех родителей, у кого есть возможность оставить ребенка дома. Если ребенка не с кем оставить (особенно это касается учеников начальной школы), — единственный вариант — вести в школу, несмотря на риски.
Во многих странах в первой половине августа отмечается резкое увеличение числа случаев заболевания COVID-19. Это связывают, прежде всего, с окончанием сезона отпусков и началом учебного года у детей. Однако, по прогнозам эпидемиологов, это еще не «вторая волна», о которой предупреждали еще в июне. Ее ожидают ближе к октябрю.
Перевод школ на дистанционное обучение — весьма вероятное событие уже в сентябре.
Остановить этот процесс может лишь одно — боязнь социального напряжения в обществе. Об этом в Минпросвещения косвенно упомянули на пресс-конференции, посвященной началу нового учебного года:
«Многие очень ждут возвращения учащихся за школьные парты, и разговоры о каких-либо переносах при полной готовности системы образования вольно или невольно могут спровоцировать лишь социальное напряжение», — сказали в пресс-службе министерства.
Одним словом, есть над чем задуматься родителям школьников. Самый главный вопрос для них — стоит ли рисковать здоровьем ребенка, его родителей и родственников ради снятия «социального напряжения» в обществе?
«Перевернутый класс»
В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.
«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.
В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.
Что будет с образованием в России, в случае распространения коронавируса на нашей территории?
Уже сейчас в связи с карантином по обычному гриппу многие школы переходят на онлайн обучение. Об этом сообщили в Минобрнауки. По словам директоров школ, на «вынужденных каникулах» детям объясняют материал по Skype, а домашние задания присылают на электронную почту или записывают в электронный дневник.
По данным Роспотребнадзора, закрыты на карантин 1627 школ в 57 регионах России. Так, в Липецке власти временно закрыли все школы из-за эпидемии гриппа. К «счастью», это только обычный грипп, но на его примере можно видеть, как будут функционировать учебные заведения в случае появления коронавируса.
Первостепенные задачи при учащении случаев заболевания коронавирусом — максимальное ограничение контакта между людьми. Для этого разрабатываются меры, предусматривающие ограничение посещение школ, колледжей и вузов в случае введения долговременного режима карантина.
Для продолжения процесса обучения на период карантина, предполагается введение дистанционного онлайн обучения школьников и студентов. Несмотря на то, что данный процесс еще не до конца проработан, основные механизмы известны.
В школах или специализированных помещениях предполагается создать специальные условия , где посредством интернета учителя в режиме онлайн будут общаться со своими учениками, объяснять материал и проводить проверку знаний. В этом режиме будут задаваться домашние задания, ставиться оценки и вообще, весь процесс онлайн обучения постараются максимально приблизить к реальному, которое было в школах до объявления карантина.
Надо отметить, что эти меры не смогут заменить собой полноценное обучение, но дадут возможность нормального функционирования большинства учебных заведений на период карантина.
Почему 40% учителей заявляют о сложности оценки учащихся дистанционно?
Одни педагоги видят в онлайн-обучении перспективы: новые формы заданий и подачи материала, возможность привлечь узких специалистов, интересных детям. Другие – мечтают поскорее закончить и забыть этот учебный год, как страшный сон.
Больше 40% учителей считают бесполезным оценивать работу учеников в условиях удаленного обучения, так как они все равно найдут способ списать.
Эти данные получены в результате исследования, проведенного с 7 по 14 апреля в институте РАНХиГС. 1,4 тысячи педагогов из 72 регионов приняли участие в анонимном опросе.
60% учителей сказали, что не имеют опыта преподавания в онлайн-формате, так как до введения карантина по коронавирусу в их школах дистанционным обучением никто не занимался.
Государственная итоговая аттестация и ВПР
Педагогическое сообщество, эксперты, дети и родители не могут ответить на вопрос, почему в сложной ситуации, обусловленной пандемией, Минпросвещения и Рособрнадзор столь упорно продолжают держаться за всероссийские проверочные работы (ВПР). Пусть даже они пройдут в дистанционной форме, а результаты работ будут необъективными – ВПР, по мнению врио главы Рособрнадзора Анзора Музаева, должны состояться в любом случае. Необъяснимая, на мой взгляд, позиция.
А вот позиция Минпросвещения и Рособрнадзора относительно проведения ЕГЭ выглядит ясной и обоснованной: государственная итоговая аттестация должна состояться. Дата старта ЕГЭ назначена – 8 июня, перенести этот срок могут, но только в случае ухудшения ситуации с распространением коронавируса. Проект расписания ЕГЭ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В некоторых СМИ появились революционные предложения по отмене ЕГЭ и зачислению в вузы всех желающих без каких бы то ни было ограничений. Дословно:
Адамский А. Выпускные экзамены в 2020 году придется отменить // Вести образования, 2 апреля 2020 г.
К большому сожалению, эти непродуманные предложения способны лишь посеять хаос и панику среди выпускников и их родителей, потому что порождают многочисленные вопросы, на которые инициаторы отмены ЕГЭ не собираются давать ответы. Сейчас существует выстроенная система приема в вузы. Ее можно критиковать, совершенствовать, но это система. А теперь попробуйте ответить всего на несколько вопросов, приняв предложения «революционеров».
Вуз обязан на любой факультет и на любую специальность/направление взять каждого, кто подал заявление, или все-таки имеет право отбирать по школьным оценкам? Если вуз должен принять всех по заявлению, то значит ли это, что вместо 20 человек по плану бюджетного набора можно брать 500 или 800 подавших заявления и всех их учить в первом семестре? Кто, как и где будет их учить, а потом принимать экзамены во время сессии? Если же вуз будет отбирать по школьным оценкам, то что будет цениться выше – пятерка по физике в непрофильном классе слабой школы или четверка в физматклассе одной из сильнейших школ страны, пятерка по немецкому при двух часах в неделю или четверка у выпускника лингвистического лицея, обладателя международного сертификата С1?
К счастью, дети, которые давно и планомерно готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, и их родители отнеслись к предложениям «все взять и отменить» как к фейкам и информационным вбросам. Ректоры вузов пока никак не отреагировали – не видят в этом смысла.