Как карантин изменит школьное образование в россии?

Могут ли заменить полностью традиционную учебу на удаленную?

Министр образования РФ Сергей Кравцов признал, что многие школы оказались не готовы к реализации образовательных программ дистанционно в полном объеме.

22 апреля 2020 года Минобразования совместно с Минкомсвязью и операторами телевещания запустили новую платформу для онлайн-обучения. К работе над проектом «Моя школа Online» были привлечены лучшие педагоги России.

Занятия проходят в формате телеуроков продолжительностью 30 минут и направлены на подготовку выпускников к экзаменам. В конце трансляции будет отображаться QR-код, который можно считать с помощью камеры на смартфоне. Таким образом, вы перейдете на портал «Российская электронная школа» и сможете там закрепить изученный материал, решая тестовые задания.

В эфире телепроекта также будут показывать передачи, направленные на помощь ученикам с выбором будущей профессии.

Использование телевидения позволяет сделать обучение одинаково доступным на всей территории России. Можно не волноваться из-за отсутствия или низкой скорости интернета. С 27 апреля 2020 трансляция уроков начнется на канале «ОРТ».

В России дистанционное обучение не заменит традиционное, но будет использоваться для того, чтобы усовершенствовать систему.

Приобретенные навыки интернет-образования позволят в дальнейшем дополнять занятия электронными форматами, или, например, заниматься дистанционно по субботам. Также оно будет эффективно, например, во время подъема заболеваемости сезонного гриппа и поможет ученикам, которые по состоянию здоровья не могут посещать уроки, не отстать от программы.

Почему сокращение летних каникул называют крайней мерой

В Министерстве просвещения возможное увеличение учебного года за счет летних каникул назвали крайней мерой. Глава ведомства пояснил, что для многих детей, их родителей, педагогов это станет стрессом. По данным опросов большинство участников образовательного процесса высказались против сокращения каникул. Несмотря на то, что во многих странах школьники отдыхают в среднем на месяц меньше, российские дети к этому не привыкли. Изменение графика обучения является серьезным шагом.

Соблюдаете ли вы карантин?

Да
54.83%

Нет
19.06%

Частично
26.12%

Проголосовало: 8113

По словам Сергея Кравцова все будет зависеть от того, какими темпами начнет распространяться коронавирус, насколько долго затянется карантин. Если ближе к осени станет понятно, что сентябрь или даже октябрь придется учиться дистанционно, вопрос о сокращении летних каникул придется рассмотреть всерьез. Такая форма обучения не может полностью заменить очную даже с учетом наличия большого количестве электронных платформ, специальных сайтов с видео уроками. За апрель и май у школьников уже могут накопиться некоторые пробелы в знаниях. Если пандемию остановить не удастся к осени, будет идти речь о том, чтобы новый учебный год немного удлинить за счет летних каникул.

В ведомстве выразили надежду на то, что все сложится хорошо. Пока учеба на август не запланирована. Школьникам нужно набраться сил перед новым учебным годом. Ситуация с вынужденной изоляцией негативно отражается на эмоциональном и физическом здоровье детей. Будет лучше, если они все-таки успеют погулять, позагорать, а осенью вернуться в классы.

Мне нравитсяНе нравится

Уровень тревожности

К идее дистанционного обучения учителя в крае отнеслись по-разному. Те,кто был ориентирован на высокие достижения,участие школьников в олимпиадах и конкурсах,уже умеют использовать онлайн-технологии и систематически пользуются электронными ресурсами. Для них переход на дистант не составит труда.

Однако в крае порядка 200 школ из 1100 вообще никак не используют дистанционные технологии,им придется учиться этому с нуля. Почти все такие школы находятся в сельской местности,где есть большие проблемы с интернетом. Более того,не все учителя компетентны в информационно-коммуникационных технологиях,поэтому,по словам министра образования,«уровень тревожности высок».

Школа. Заринский район.

Анна Зайкова.

Неочевидные плюсы

Как напомнил заслуженный учитель РФ, директор московского центра образования №109 Евгений Ямбург, сейчас в школах Москвы и ряда других регионов каникулы, а не переход на дистанционное обучение.
Ямбург отметил, что надеется на возвращение школьников за парты после 18 октября и продолжение учебы в нормальном режиме, но «никто не может предугадать, что будет дальше». По его мнению, работа в удаленном формате в четвертой четверти показала, что «не так страшен черт, как его малюют, но, разумеется, никто не заменит живого учителя».
«Но вот, например, аутистичные дети, дети-глубокие интроверты, работая в чатах индивидуально с педагогами, неожиданно заговорили, потому что они не стеснялись выглядеть глупо перед остальными, и троечники стали подниматься до четверочников и пятерочников, причем они это доказали на экзаменах ЕГЭ, которые были живьем, они их все сдали. И очень много стобалльников в этом году, поэтому давайте не паниковать…, давайте потерпим и не будем никого пугать», – добавил он.

Почему 40% учителей заявляют о сложности оценки учащихся дистанционно?

Одни педагоги видят в онлайн-обучении перспективы: новые формы заданий и подачи материала, возможность привлечь узких специалистов, интересных детям. Другие – мечтают поскорее закончить и забыть этот учебный год, как страшный сон.

Больше 40% учителей считают бесполезным оценивать работу учеников в условиях удаленного обучения, так как они все равно найдут способ списать.

Эти данные получены в результате исследования, проведенного с 7 по 14 апреля в институте РАНХиГС. 1,4 тысячи педагогов из 72 регионов приняли участие в анонимном опросе.

60% учителей сказали, что не имеют опыта преподавания в онлайн-формате, так как до введения карантина по коронавирусу в их школах дистанционным обучением никто не занимался.

В каких странах школьники пойдут или уже пошли в школу?

Ещё одной страной, в которой школьники будут учиться очно, стала Россия. Страна находится на 4-м месте по количеству заражённых коронавирусом, но в конце июля Правительство РФ заявило, что учёба начнётся в обычном формате, а не дистанционно.

За отмену дистанционного обучения выступают российские врачи. Так, инфекционист Евгений Тимаков убеждён, что коронавирус не будет представлять опасности для школьников при условии соблюдения мер безопасности.

По его мнению, главной угрозой для учащихся осенью 2020 года станут привычные для страны ОРВИ, а не коронавирус. Но вероятность закрытия школ и возврата к обучению дома остаётся. Всё будет зависеть от ухудшения эпидемической обстановки.

В Японии учебный год, традиционно заканчивающийся в конце марта, прервали из-за пандемии коронавируса. Но с началом нового учебного года в апреле школы снова открыли с жёсткими правилами эпидемиологической безопасности.

В некоторых школах японские школьники носят пластиковые щиты / Фото gettyimages.nl

Как описал обстановку в японских школах в июне The Washington Post, дети раньше уходят домой и посещают школу через день. Ношение масок и соблюдение дистанции обязательно для всех. Каждое утро родители сдают классному руководителю отчёт о температуре ребёнка. Несмотря на пугающие перемены, многие дети радуются встрече с одноклассниками.

«Когда я иду в школу, мне немного страшно, но оказавшись здесь, я чувствую себя в безопасности. Я рада, что могу ходить на занятия вместе со всеми», – рассказала школьница из Токио Нахо Синагава.

Онлайн-арсенал

По данным Алтайского института развития образования,у алтайских учителей налажен процесс работы с разными бесплатными ресурсами,среди них «Российская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «ГлобалЛаб», онлайн-школа «Фоксфорд», Coursera,Stepik,Skyes School,образовательный портал «Учи.ру», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

В арсенале будущих онлайн-учителей также электронные учебники,открытые уроки,вебинары издательства «Просвещение».

Контролировать выполнение работ педагоги будут с помощью информационной системы «Сетевой регион. Образование». Она позволяет публиковать расписание занятий,задания по предметам,имеет встроенный почтовый сервис. Все участники имеют возможность обмениваться сообщениями.

В заринском лицее «Бригантина» рассказали,что уже несколько лет используют сервис «Яндекс.Учебник». Материалы здесь добротные,а дети и учителя уже привыкли к алгоритмам. На сервисе есть уроки по всему перечню предметов,есть возможность создавать и свои занятия,делиться материалами.

Плюс ресурса в том,что можно,например,ограничивать время и количество попыток решения тестов и других контрольных работ во избежание «списывания».

Школа. Заринский район.

Анна Зайкова.

Без связи

При всей огромной базе электронных ресурсов для дистанционного образования такая форма доступна далеко не всем.

«По нашим данным,у 5−7% детей в Алтайском крае даже нет необходимых гаджетов и,соответственно,никаких возможностей для перехода на дистанционное образование», — рассказал министр Костенко.

В Новоманошкинской школе Заринского района 178 детей. 32 ребенка ездят сюда из близлежащих сел(Новокопылово,Смирново,Шпагино,Голубцово). С последними двумя нет даже телефонной связи.

Директор школы Татьяна Габович говорит,что зачастую школьного трафика не хватает для полноценной организации дистанта,так что придется придумывать другие формы.

В качестве варианта рассматривают общение через WhatsApp-группы. Учителя будут рассылать задания,а дети — фотографировать сделанные уроки и присылать их педагогу.

Для тех ребят,у кого нет необходимого оборудования,учитель приготовит пакет заданий и передаст его родителям. 13 апреля мамы и папы должны будут привезти пакет сделанных уроков обратно в школу.

Школа. Заринский район.

Анна Зайкова.

Образцы

Не установлена единая форма заявления на дистанционное обучение в школе, образовательные организации составляют бланки самостоятельно или просят написать документ родителей в свободной форме.

Директору МБОУ СОШ №_________

_____________________________

(Ф.И.О. директора)

от____________________________,

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

проживающей(-его) по адресу:

____________________________

тел.:__________________________

Заявление

Довожу до вашего сведения, что мною ___________________________________________________

Ф.И.О. родителя (законного представителя)

выбрана форма дистанционного обучения для моего сына (дочери)__________________________

_______________________________________ученика(цы)__________класса

с_________по_________2020 г.

Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение заданий, назначенных учителем.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.

«___»________20__г.

________/_____________

подпись/расшифровка подписи

Пример заполнения документа:

Директору МБОУ СОШ № 1

Строгому А.А.

(Ф.И.О. директора)

от Ивановой И.И.,

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

проживающей(-его) по адресу:

Санкт-Петербург, ул. Московская, 1, кв. 2

тел.: 8(911) 111-22-33

Заявление

Довожу до вашего сведения, что мною _________Ивановой Инессой Ивановной______________

Ф.И.О. родителя (законного представителя)

выбрана форма дистанционного обучения для моего сына (дочери)__Иванова Игоря Игоревича

ученика(цы)_4 А класса

со 2 апреля по 12 апреля 2020 г.

Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение заданий, назначенных учителем.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.

«30»марта 2020г.

________/Иванова И.И.

подпись/расшифровка подписи

Допускается в документе указать причину, по которой вы просите перевести на удаленный образовательный процесс, и не указывать конечную дату, до которой школьник остается на удаленке:

Директору МБОУ СОШ №_________

_____________________________

(Ф.И.О. директора)

от____________________________,

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

проживающей(-его) по адресу:

____________________________

тел.:__________________________

Заявление

Прошу перевести моего(ю) сына (дочь),

(Ф.И.О. ребенка)

ученика(цу) ________ класса, на дистанционное обучение с ____________________ в связи с опасностью распространения коронавируса.

Обязуюсь обеспечить ребенку выход в интернет и контроль за выполнением заданий.

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.

«___»________20__г.

________/_____________

подпись/расшифровка подписи

Ряд школ предлагает родителям к заполнению такую бумагу, где просят после возвращения в стены школы принести справку от медиков о том, что ученик здоров:

Директору МБОУ СОШ №_________

_____________________________

(Ф.И.О. директора)

от____________________________,

(Ф.И.О. родителя, законного представителя)

проживающей(-его) по адресу:

____________________________

тел.:__________________________

Заявление

Прошу организовать обучение моего сына (дочери): ______________________________________________________________ в период с ______________ по ______________ в дистанционной форме. Ответственность за жизнь и здоровье, а также обеспечение прохождения программы беру на себя. Гарантирую создание условия для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение им заданий, назначенных учителем.

При возвращении на классно-урочную систему обязуюсь предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

«___»________20__г.

________/_____________

подпись/расшифровка подписи

Школа и дистанционная учеба

Еще в начале прошлой недели руководитель новосибирского департамента образования Рамиль Ахметгареев настойчиво заверял родителей, что каникулы продляться с 18 марта по 13 апреля, и ни днем раньше; давать домашние задания раньше незаконно, начинать дистанционное обучение – тем более, это нарушает постановление федерального Министерства просвещения. Однако спустя несколько дней все переиграли: областной министр образования Сергей Федорук заявил, что обучение школьников продолжится 6 апреля в дистанционном режиме. В виду разных возможностей, которыми обладают школы области, региональное министерство предусмотрело три режима «дистанционки».

  • Реализация образовательной программы исключительно на основе дистанционных технологий. В отличие от многих других регионов, Новосибирская область не ограничивает школы в выборе электронной платформы, а школы, в свою очередь, нередко оставляют выбор за учителями, так что в новосибирских школах используют и «Российскую электронную школу», и «Яндекс. уроки».

  • Применение дистанционных технологий с использованием различных средств связи и сервисов (для школ, где скорость Интернета не позволяет проводить занятия в режиме реального времени). В этом случае материалы передаются ученикам через электронную почту, мессенджеры или другие способы. Многие школы выбрали такой способ обучения, поскольку не во всех семьях с несколькими детьми есть возможность обеспечить всем школьникам одновременно компьютеризированное рабочее место. Однако эта модель фактически переводит дистанционное обучение в заочное: детям просто высылают домашнее задание для самостоятельного выполнения, что при длительном периоде изоляции может создать проблемы в обучении.

  • Обычное очное обучение; продолжить работу в обычном режиме разрешено сельским малокомплектным школам при строгом соблюдении всех санитарных требований. Также они могут организовать подготовку и передачу заданий через классных руководителей.

В учреждениях дополнительного образования каникулы продлятся до 13 апреля – затем будут приниматься дальнейшие решения.

Кроме того, министр отметил, что школьников не планируется оставлять на второй год из-за перехода на дистанционное обучение, а информация, которая появляется об этом в интернете, не соответствует действительности.

Все по-прежнему

Что думают о дистанционном обучении родители школьников?

Учебный год в школах Канады начнётся в сентябре в очном формате. Меры безопасности, которые придётся соблюдать детям, не пугают родителей. Они недовольны карантином в марте, который неожиданно прервал конец учебного года.

Два её сына учатся в государственной школе. Младший ходит в подготовительную школу, а старший закончил пятый класс.

«В государственных школах обучения в нормальном виде не было. Из знакомых никто не был бы им доволен. Да и детей жалко. Для многих школа – это единственное место уйти от родителей с их проблемами. Но канадцы очень скромные и сильно не возмущаются. Оправдывают учителей тем, что они не знали и не умели вести уроки онлайн», – добавила Евгения Кузнецова.

Правительство Канады разработало запасной план по возврату детей на дистанционное обучение, если эпидемиологическая ситуация в стране ухудшится.

В школу в сентябре пойдут и чешские школьники. Впечатления родителей от весеннего обучения онлайн также негативные.

«Обучение стало хуже. Сам сын ничего не понимал, всё приходилось разъяснять. Проблемой было и то, что мы иностранцы, мне самой приходилось разбираться в чешском языке», – рассказала Informburo.kz жительница Праги Ксения Воронина.

Её сын закончил третий класс. Во время карантина они с мужем тоже работали дома. Онлайн дети занимались только с учителем по английскому языку, по остальным предметам домашние задания присылали по электронной почте.

Карантина нет

Каникулы школьников в Алтайском крае продлятся до 1 апреля,со 2 апреля во всех школах должна начаться четвертая учебная четверть. Если режим повышенной готовности,объявленный в регионе 18 марта,не будет снят,то школы перейдут на дистанционное обучение.

Министерство просвещения РФ рекомендовало российским школам перейти на такой вид работы до 12 апреля,затем будет принято новое решение.

По словам министра образования Алтайского края Максима Костенко,сегодня около 1000 учащихся и так сидят по домам в связи с ОРВИ и гриппом.

«Карантин по COVID-19 не объявлен,но мы обязаны сделать все для сохранения здоровья детей, — сказал он в поездке в Заринский район по проверке готовности к дистанционному обучению. — Тем не менее мы не должны потерять этот промежуток времени для образования ребенка — неделя-две,сколько это продлится,мы пока не знаем».

Впрочем,по словам министра,ситуация в Алтайском крае на данный момент такова,что не исключается и очное общение учеников с учителем.

Школа. Заринский район.

Анна Зайкова.

Сдвинет ли коронавирус сроки окончания учебного года?

Школьники смогут раньше закончить учебу по некоторым предметам, из-за пандемии коронавируса. При этом оценки выставят по результатам прошедших четвертей, а неизученный материал добавят в программу на осень.

С выпускными классами сложнее. Минобразования рассматривает, по каким предметам можно закончить учебный год уже сейчас. Например, физкультура, музыка, ИЗО и ритмика – изучение этих дисциплин в домашних условиях сводится к написанию рефератов. Были даже такие истории: родители снимали на телефон, как ребенок отжимается, чтобы отправить учителю.

Сокращение количества предметов позволит оставить больше времени на подготовку к экзаменам. Поэтому изучение предметом, по которым выпускники не сдают ЕГЭ, завершится досрочно. Напомним, что сроки сдачи ЕГЭ сдвинули на 29 июня, а ОГЭ для девятиклассников вообще отменили (зачислять в колледжи и техникумы будут по аттестатам). Ранее в департаменте образования допустили, что в некоторых российских школах учебный год, напротив, может быть продлен до начала сдачи госэкзаменов.

Депутат Алексей Цивилев написал официальное письмо министру просвещения, с просьбой перенести майские учебные часы на август. Родители школьников жалуются, что без их участия дети не справляются с новым материалом.

Если дистант пришел

«При переводе на дистанционное обучение в первую очередь взять себя в руки следует взрослым», – рассказала Агре, отметив, что, чем младше ребенок, тем сильнее на него проецируются тревоги и переживания старших.
По ее мнению, для сохранения дома здоровой атмосферы, которая будет способствовать комфортному обучению ребенка, родителям важно понять, что переход на дистанционное обучение – «не прихоть, а важная мера в борьбе с коронавирусом, в первую очередь направленная на защиту наших детей»

«Самое важное – разговаривать с ребенком. Показать, что нет неразрешимых проблем, а если у него что-то не получается самостоятельно – взрослые всегда готовы прийти на помощь

Также необходимо уделить большее внимание организации процессов. Дистанционная учеба – это не каникулы

Чтобы школьнику было легче настроиться, не меняйте привычный распорядок: подъем, водные процедуры, завтрак. Не позволяйте «ходить на уроки» в пижаме», – объяснила Агре.

Она напомнила, что важно помочь ребенку разграничивать время для уроков, домашних заданий и отдыха. На ее взгляд, сложности с этим могут возникнуть у малышей и заядлых отличников, которых родителям стоит отвлекать иногда от уроков на игру или какое-то другое занятие

Агре рекомендует родителям быть готовыми к тому, что, если работодатель не переводит их самих на удаленную работу, то дети станут звонить им чаще. Эксперт советует реагировать на такие звонки спокойно, поскольку это не признак безделья, «так дети ищут вашей поддержки».

«Успеваемость ребенка во многом зависит от его желания учиться

Именно поэтому при вынужденном переходе на дистанционное обучение крайне важно создать для него комфортные условия, в первую очередь психологические. Помнить о том, что детям, как и взрослым, нужно свободное время и личное пространство

Не старайтесь заучить его, откажитесь от повсеместного морализаторства и мелочного контроля», – добавила Агре.

К каким выводам привели исследования о заражении в школах?

Учёные Германии провели исследование в школах Саксонии, где были выявлены инфицированные Covid-19. Из почти 2000 образцов только у 12 школьников и учителей обнаружили антитела, поэтому они не могли быть источником быстрого распространения вируса, написал The Guardian. При этом учёные пришли к выводу, что дети могут даже «удерживать» передачу инфекции:

Однако несмотря на недостатки поспешного перехода школьного обучения в онлайн, учёные и исследователи видят положительные перспективы для системы образования.

Как в своей статье директор научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Марк Агранович, волна закрытия школ и повсеместный переход на онлайн-обучение дали возможность для экспериментов и тестирования новых моделей образования. Школьники, вынужденные учиться дома, взамен научились самостоятельно планировать учебный план. Учителя же научились пользоваться технологиями.

Всемирные банк также провёл исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По их данным, если до пандемии школьники Центральной Азии отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился ещё на полгода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector