Образование в условиях коронавируса

Содержание:

Работы у педагогов стало больше

Речь идет о необходимости осваивать приемы работы в условиях новых реалий на ходу: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36% – более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием учеников и родителей.

Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногим более половины учителей отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.

Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Сами ученики отмечают, что онлайн-уроки – это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться. Для способных и мотивированных практически ничего не изменилось, особенно при нормальной организации обратной связи с педагогом. А вот многие из тех, кто и в классе не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять их не будут. Добавим, что почти 50% российских школьников считают дистанционное обучение каникулами.

Опрос педагогов: система не готова

«Можно уверенно сказать, что первый стресс-тест система выдержала», – пишут Игорь Реморенко и Исак Фрумин. Вот с этим можно поспорить.

6 апреля российские школы возобновили обучение в дистанционном формате. Весь день образовательные онлайн-сервисы работали с перебоями из-за высокой нагрузки. Сообщения о неполадках в работе платформ появились в соцсетях. В частности, пользователи из разных регионов страны жаловались на недоступность сервисов РЭШ, «ЯКласс», «Дневник.ру» и «Учи.ру».

Аналитический центр НАФИ с 20 по 27 марта провел опрос российских педагогов, работающих в школах и университетах. Две трети школьных учителей (68%) считают, что система российского школьного образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии, и лишь четверть (24%) полагают, что школы и педагоги к переходу готовы.

Таблица из пресс-релиза НАФИ

Педагоги жаловались на техническое оснащение их образовательной организации. Большинство (61%) оценили его на тройку, и только 15% указали, что их организация оборудована «очень хорошо».

Школьные учителя отмечают, что многие ученики не могут обучаться дистанционно либо из-за отсутствия технических средств, либо из-за неумения использовать цифровые инструменты. Почти каждый пятый учитель (19%) отметил, что до половины всех школьников в их потоке дистанционно учиться не смогут. Каждый десятый (10%) указал, что таких учеников в потоке может быть больше половины.

Прогнозы большинства российских учителей и преподавателей вузов относительно влияния перехода на дистанционное обучение на уровень подготовки учащихся негативны: 66% считают, что качество знаний снизится, 28% – останется без изменения, 6% – повысится.

Таблица из пресс-релиза НАФИ

COVID-19. Общая информация

Коронавирусная инфекция COVID-19 – это потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция.

Коронавирусная инфекция может протекать как в форме ОРВИ легкого течения, так и в тяжёлой форме в виде вирусной пневмонии, которая влечет за собой дыхательную недостаточность с риском смерти.

Вирус новый, и у людей иммунитет к нему не сформирован, поэтому к нему восприимчивы все люди, независимо от возраста.

Симптомы заражения COVID-19 схожи с симптомами обычной сезонной ОРВИ:

  • чувство усталости;
  • повышение температуры;
  • кашель и боль в горле;
  • затрудненное дыхание.

Но при этом новый коронавирус имеет ряд особенностей, которые объясняют всю опасность этого заболевания:

  • высокая скорость распространения (в 3 раза выше, чем у гриппа);
  • заразиться вирусом, можно в инкубационный период (т.е. разносчик вируса, еще сам не в курсе, что болен);
  • отсутствует вакцина от данного заболевания, а также какие-либо эффективные противовирусные медикаменты;
  • при неблагоприятном течении COVID-19 приводит к двухсторонней пневмонии с дыхательной недостаточностью;
  • высокая летальность.

На сайте https://coronavirus-monitor.ru/ отражена актуальная статистика случаев заражения коронавирусом по всему миру.

Обзор документа

Минобрнауки дало ряд поручений в рамках предупреждения распространения коронавируса.

В организациях Министерства и образовательных, научных организациях, их общежитиях усилят синитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Обучающимся из Китая продлят каникулы до 2 марта 2020 г. Это время будет учтено в учебном графике. По истечении каникул учебная программа 2019-2020 учебного года будет реализована в полном объеме.

Рассмотрят возможность дистанционного обучения студентов, находящихся в Китае, с помощью электронных средств.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Цифровое неравенство

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк, рассматривая будущее цифрового и онлайн-обучения в школах, пристальное внимание уделяют вопросам образовательного неравенства. И все чаще в выступлениях экспертов встречается термин «цифровое неравенство»

Еще недавно казалось, что цифровизация школьного образования – это прямой путь к обеспечению равенства возможностей для всех школьников, независимо от мест их проживания и учебы, но сейчас эксперты оценивают ситуацию уже не столь оптимистично. Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Инобра ВШЭ, так характеризует реалии: 

Отсутствие в некоторых семьях компьютеров и планшетов, а также доступа в интернет усугубляет цифровое неравенство. Один компьютер на семью с двумя-тремя детьми школьного возраста тоже, по понятным причинам, не решит проблему. Если семья не в состоянии купить необходимое для онлайн-обучения оборудование, то государство, гарантирующее доступность образования, должно предоставить все необходимое.

В период пандемии значительная часть детей останется без поддержки, и для них это будет потерянное время. Таким образом, заключает эксперт, если государство не осознает масштаб проблемы, не даст поручения и не выделит требуемые бюджеты, образовательное неравенство в стране продолжит расти. Вот такой неутешительный прогноз, подтверждающий наши наблюдения: портал ActivityEdu писал и о причинах появления неравенства, и о недостаточности выделяемых бюджетных средств на образование, и о стремлении талантливой, деятельной, жаждущей самореализации молодежи в крупные города и столицы.

Такой показатель, как количество квадратных метров на одного человека, не имеет отношения к цифровизации, но мы же прекрасно понимаем, что невозможность организации полноценного рабочего места для ребенка дома будет приводить к усилению негативных тенденций. По обеспеченности жилплощадью Россия заметно уступает странам Европы и Северной Америки, и это следует учитывать, давая прогнозы о развитии дистанционного обучения.

Можно добавить, что нехватка жилплощади и постоянное нахождение в квартире большого числа людей может спровоцировать рост внутрисемейных конфликтов и домашнего насилия, причем как физического, так и психологического. Безусловно, этот вопрос детально не изучен, но для получения реалистичных оценок массового перехода на онлайн-форматы обучения нельзя игнорировать и эти факторы.

Вопросы-ответы

Минпросвещения отвечает на вопросы, касаемые обучения школьников, студентов и абитуриентов.

Какие решения будут приняты относительно ЕГЭ и ГИА? Возможна ли отмена экзаменов?

Для 9-х классов принято решение о переносе досрочного и основного этапов сдачи выпускных экзаменов. Основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ) пройдут в сроки с 8 июня по 31 июля. Регионы сами определят основные и резервные сроки проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках этого периода. ОГЭ по предметам по выбору в 2020 году проводиться не будет.

Пересдать предметы можно будет в дополнительный период в сентябре. 4 сентября планируется провести экзамен по русскому языку, 7 сентября – по математике. Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период: 14 сентября – русский язык, 15 сентября – математика, 18 сентября – русский язык и математика.

Срок начала основного периода ЕГЭ-2020 также перенесен, планируется, что экзамены начнутся 8 июня. Проект нового расписания в настоящее время опубликован для общественного обсуждения.

Министерством сформирован перечень образовательных ресурсов, которые помогут всем школьникам вне зависимости от места проживания и технических возможностей продолжать учиться и готовиться к выпускным экзаменам.

Также на следующей неделе будет запущен обязательный телепроект, который предоставит расширенный образовательный контент для старшеклассников для подготовки к выпускным экзаменам. Уроки будут транслироваться ежедневно на Общественном телевидении России.

Что будет с проверочными работами?

После консультаций с педагогами, регионами, представителями образовательного сообщества и родительским сообществом мы приняли решение о переносе Всероссийских проверочных работ с конца этого учебного года на осень 2020 года.

Результаты этих работ не будут являться формальной аттестацией самих школьников, а прежде всего, нужны для оценки уровня знаний учащихся.

Состоится ли в этом году финал Всероссийской олимпиады школьников?

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году проводиться не будет. Участники регионального этапа, завершающие учебу в 2020 году и набравшие проходной балл, установленный Министерством, признаются призерами олимпиады.

Остальные участники регионального этапа, которые также набрали проходной балл, получают право участвовать в заключительном этапе олимпиады в 2021 году без обязательного участия в школьном, муниципальном и региональном этапах.

Могут ли учителям сократить заработную плату?

Выплаты педагогам и работникам образовательных организаций на период дистанционного обучения сохраняются в полном объеме

Министерство просвещения обращает внимание субъектов на неукоснительность соблюдения оплаты труда педагогов и выполнения всех показателей, в период дистанционной работы школ

Еще до перехода на обучение дома было принято решение о дополнительной выплате классным руководителям в размере 5000 рублей с сохранением всех региональных выплат. Это решение остается в силе.

Лучшие онлайн ресурсы для школьников

Российская электронная школа

Это интернет-платформа, куда сами учителя выгружают сценарии своих уроков, материалы к ним, и сами занятия в видео-формате. Уроки и задания есть для всех классов, с 1 по 11, по всем основным учебным предметам, от алгебры и начал матанализа до технологии и физкультуры. Если чего-то все равно не хватает, можно поискать видео и задания на аналогичной платформе Московской электронной школы. Оба сервиса абсолютно бесплатные.

Яндекс.Учебник

Это сервис для учителей, рассчитанный на 1-5 классы. Он помогает составить индивидуальное домашнее задание из банка упражнений по самым разным темам и автоматически проверяет его решение.

Фоксфорд

Онлайн-школа, где есть не только видео курсы и задания для решения, но и индивидуальные занятия с репетиторами в онлайне. Основной упор здесь сделан на старшеклассников – много курсов для подготовки к ЕГЭ, поступления в специализированные вузы (например, математические или технические), и подготовки к олимпиадам. Есть платные и бесплатные версии.

Учи.ру

Крупная образовательная платформа, где есть целая система онлайн заданий для учеников разных классов и разной подготовленности. Курсы Учи.ру прошли научную и педагогическую экспертизу РАН. Есть платный и бесплатный контент.

Открытое образование

Это портал с онлайн-курсами от ведущих вузов страны. Обычно тут дается только сам материал в формате лекций, а вот домашние задания придется искать и отрабатывать самостоятельно. Зато здесь есть видео именно российских университетов, включая региональные – например, из Томска, Тюмени и Самары. Подойдет не только студентам, но и старшеклассникам! Все материалы доступны бесплатно.

Coursera

Это одна из самых известных платформ, куда выложены онлайн-курсы не только от вузов со всего мира, но и от IT-компаний. Помимо лекций в видео-формате, есть чаты с «одноклассниками» и преподавателями, а также домашние задания – тесты и небольшие эссе. Обычно за сертификат об окончании курса на Курсере надо платить, но в связи с пандемией сервис ввел бесплатный доступ к материалам.

Stepic

Это еще один портал с онлайн-курсами от крупнейших вузов и компаний. Основной акцент сделан на математику, информатику и программирование, хотя при желании можно найти и занятия по русскому языку. Помимо университетской программы, есть и курсы для подготовки к ЕГЭ (по русскому, информатике, профильной и базовой математике), а также разборы решений для отдельных заданий госэкзамена. Есть платные и бесплатные курсы.

Юридическая ответственность за распространение COVID-19

В соответствии со ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена ответственность.

Если по вине работника (по неосторожности) заразятся люди, то ему может грозить одно из нижеперечисленных наказаний:

  • штраф до 80 тысяч рублей;
  • штраф в размере заработной платы за 6 месяцев;
  • лишение права занимать определенные должности;
  • право заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • ограничение свободы на срок до 1 года.

Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло смерть человека (по неосторожности), то работнику грозит:

  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2-х лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишением свободы на срок до 5 лет.

Цифровое неравенство

В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч. 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.

Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.

Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.

Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.

Пройдите обучение в государственном ВУЗе:

Профессиональная переподготовка специалистов по охране труда

250 часов 1 раз

Специалисты по охране труда не имеющие профильного образования по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Дополнительное образование по охране труда

250 часов 1 раз

Все желающие получить новую профессию специалиста по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается ДИПЛОМ

Подробнее

Повышение квалификации специалиста по охране труда

72 часов 1 раз / 5 лет

Специалисты по охране труда, желающие пройти курсы повышения квалификации.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

Обучение и проверка знаний требований охраны труда

40 часов 1 раз / 3 года

Руководители, ИП, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда.

Дистанционная, очно-заочная Выдается удостоверение

Подробнее

«Перевернутый класс»

В то же время большая вовлеченность учеников в работу достигается при условии, если учитель ведет онлайн-уроки на базе доступных образовательных платформ. В этом случае педагогу рекомендуется использовать технологию смешанного обучения в формате «перевернутого класса», когда основной упор на онлайн-занятиях делается на отработке умений и навыков, интерактивном консультировании, новый материал отдается на самостоятельное освоение.

«Технология «перевернутый класс» подходит дистанционному обучению гораздо больше, чем традиционный урок с объяснением нового материала. Педагог может оптимизировать рутинные задачи и использовать готовые уроки с любой из доступных цифровых платформ. В этом случае на онлайн-уроке он должен обязательно взаимодействовать с обучающимися: настроить их на работу, часто обращаться с вопросами, разбирать задания и т. д.», — говорится в документе.

В пресс-службе Минпросвещения ТАСС подтвердили подлинность данных рекомендаций. «Министерство на регулярной основе ведет методическую поддержку регионов по вопросам сохранения и реализации качественного образовательного процесса, данные рекомендации предназначены и применяются, прежде всего, в точечных случаях, там, где школы или конкретные классы предпринимают те или иные меры в целях защиты здоровья. Отметим, что на сегодняшний день школ, закрытых по причине COVID-19, менее 0,02%», — сообщил представитель пресс-службы.

Обзор документа

Спуститься на грешную землю

Можно поразмышлять еще о многих изменениях, которые с большой вероятностью произойдут в школе. О том, например, что при традиционных формах обучения самыми важными считались вопросы: «Как учить?» и «Как контролировать?», в то время как в будущем возрастет значимость совсем других: «Как заинтересовать?» и «Как мотивировать?».

Возможно, со временем я попытаюсь найти ответы и на эти вопросы, но завершить статью мне хотелось бы сообщением, которое опубликовал в социальной сети «Фейсбук» Раушан Валиуллин, учитель истории средней общеобразовательной школы №24 с углубленным изучением отдельных предметов города Набережные Челны:

Все-таки очень важно иногда отвлекаться от приятных и необременительных прогнозов о будущем школьного образования и спускаться на грешную землю. P

S. О том, что думают о дистанционном обучении педагоги, в чем проявляется и к чему приводит цифровое неравенство, с какими трудностями столкнулись школы и какая нужна помощь от государства, вы можете прочитать в статье «Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов»

P. S. О том, что думают о дистанционном обучении педагоги, в чем проявляется и к чему приводит цифровое неравенство, с какими трудностями столкнулись школы и какая нужна помощь от государства, вы можете прочитать в статье «Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов».

Учебный процесс

«Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом — организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их», — говорится в рекомендациях.

В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.

Отмечается, что приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.

Без помощи государства не обойтись

Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.

Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.

По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.

В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.

Фантастический сценарий

Всегда любопытно читать прогнозы, переворачивающие наше представление о возможных сценариях развития школьного образования, даже если они больше напоминают сюжет научно-фантастического произведения, чем строго обоснованное заключение эксперта.

Если исходить из того, что онлайн отменяет границы, то почему бы не пофантазировать и не представить, как ученик школы из отдаленного населенного пункта дистанционно учится в образовательной организации крупного города. Фантастический вариант, скажете вы? Однако ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования Высшей школы экономики (Инобр ВШЭ) Олег Федоров считает, что это вполне реально, и даже дает схематичное описание: «Базовое образование должно быть качественным в ближайшей школе к дому, а дальше начинается рыночный механизм в хорошем смысле слова. Скажем, базовая математика заканчивается в 9-м классе, а дальше начинается набор курсов и мест для их изучения по выбору. Например, тригонометрия в Президентском физико-математическом лицее №239 Санкт-Петербурга, а математическая логика в Лицее Вышки».

По мнению эксперта, это не только повысило бы качество получаемых знаний за счет конкуренции, но и сильно изменило бы отношение к школьному образованию.

Мое мнение: следует использовать открывающиеся возможности онлайн-обучения для выбора учебных курсов и мест изучения, особенно для глубокой профилизации в старших классах. Но я не представляю, как наша система учета детей и подушевого финансирования образовательных организаций справится с фактом обучения одного школьника сразу в нескольких школах, которые к тому же могут быть расположены в разных субъектах РФ. Для способных и мотивированных детей из небольших населенных пунктов это отличная возможность учиться у педагогов из лучших школ страны, а для региональных управлений и департаментов образования – фактически неразрешимая организационная задача по учету и контролю.

Отсутствие методик и технологий

Ректор Московского государственного педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко полагает, что одно из препятствий на пути перехода из офлайна в онлайн – это отсутствие апробированных технологий работы с цифровым контентом.

С ректором МГПУ соглашается научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, заметивший, что все мы увидели, «куда было бессмысленно вкладывать деньги». По его словам, «очень много тратилось на цифровизацию контента, учебники, а сейчас оказалось, что этого контента очень много, а цифровых помощников, тренажеров слишком мало».

А учат ли сейчас студентов педагогических вузов методике проведения дистанционных занятий с применением современных сервисов и инструментов, таких, к примеру, как Zoom, ЯКласс или Google Класс? Многие ли в вузах способны научить будущих учителей эффективному проведению не только традиционных уроков, но и занятий в онлайн-формате? 

Пока, разумеется, поиск методик происходит «на ощупь», и едва ли кто-то возьмется утверждать, что те занятия, которые сейчас спешно разрабатывают и проводят учителя, в полной мере учитывают психолого-возрастные особенности школьников, строго соответствуют требованиям СанПиН и ФГОС, а также безукоризненно формируют универсальные учебные действия. Но кто посмеет бросить в них за это камень?

Возможно, разработка методик и технологий дистанционных занятий, как и переработка учебных программ в педвузах, – это одна из насущных задач ближайшего будущего.

Резервные даты для итогового сочинения 11 классов перенесли с 6 на 25 мая

Если к тому моменту эпидемиологическая ситуация не стабилизируется, сочинение отменят?

Если эпидемиологическая ситуация и принятые в регионах ограничительные меры не позволят этого сделать, Рособрнадзор определит для них новые даты проведения данных процедур до начала государственной итоговой аттестации.

  • Резервный срок проведения итогового собеседования по русскому языку оставлен без изменения – 18 мая.
  • Уроки в интернете и домашние задания зачастую надо выполнять с использованием компьютерной техники. Где ее взять, если нет возможности приобрести?
  • Минпросвещения координирует работу регионов по организации помощи нуждающимся в компьютерной технике семьям и педагогам. Такую помощь уже получили более 250 тысяч учащихся и учителей.
  • Узнать о программах поддержки можно в территориальном органе управления образованием.
  • Также можно обратиться на сайт совместной акции Минпросвещения, АСИ и «Единой России»

Государственная итоговая аттестация и ВПР

Педагогическое сообщество, эксперты, дети и родители не могут ответить на вопрос, почему в сложной ситуации, обусловленной пандемией, Минпросвещения и Рособрнадзор столь упорно продолжают держаться за всероссийские проверочные работы (ВПР). Пусть даже они пройдут в дистанционной форме, а результаты работ будут необъективными – ВПР, по мнению врио главы Рособрнадзора Анзора Музаева, должны состояться в любом случае. Необъяснимая, на мой взгляд, позиция.

А вот позиция Минпросвещения и Рособрнадзора относительно проведения ЕГЭ выглядит ясной и обоснованной: государственная итоговая аттестация должна состояться. Дата старта ЕГЭ назначена – 8 июня, перенести этот срок могут, но только в случае ухудшения ситуации с распространением коронавируса. Проект расписания ЕГЭ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В некоторых СМИ появились революционные предложения по отмене ЕГЭ и зачислению в вузы всех желающих без каких бы то ни было ограничений. Дословно: 

Адамский А. Выпускные экзамены в 2020 году придется отменить // Вести образования, 2 апреля 2020 г.

К большому сожалению, эти непродуманные предложения способны лишь посеять хаос и панику среди выпускников и их родителей, потому что порождают многочисленные вопросы, на которые инициаторы отмены ЕГЭ не собираются давать ответы. Сейчас существует выстроенная система приема в вузы. Ее можно критиковать, совершенствовать, но это система. А теперь попробуйте ответить всего на несколько вопросов, приняв предложения «революционеров».

Вуз обязан на любой факультет и на любую специальность/направление взять каждого, кто подал заявление, или все-таки имеет право отбирать по школьным оценкам? Если вуз должен принять всех по заявлению, то значит ли это, что вместо 20 человек по плану бюджетного набора можно брать 500 или 800 подавших заявления и всех их учить в первом семестре? Кто, как и где будет их учить, а потом принимать экзамены во время сессии? Если же вуз будет отбирать по школьным оценкам, то что будет цениться выше – пятерка по физике в непрофильном классе слабой школы или четверка в физматклассе одной из сильнейших школ страны, пятерка по немецкому при двух часах в неделю или четверка у выпускника лингвистического лицея, обладателя международного сертификата С1?

К счастью, дети, которые давно и планомерно готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, и их родители отнеслись к предложениям «все взять и отменить» как к фейкам и информационным вбросам. Ректоры вузов пока никак не отреагировали – не видят в этом смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector