Образование под ударом коронавируса: трудности школ и мнения педагогов

Немедленное освоение новых форматов

Недавно редакция ActivityEdu опубликовала статью, в которой эксперты размышляли, какой будет школа эпохи «после коронавируса». Вернемся из будущего в настоящее и посмотрим, как система массового образования выполняет свои функции в ситуации, когда проверенный веками образовательный инструмент – очную классно-урочную модель – использовать невозможно.

Важно не забывать, что образовательная система должна отвечать не только за обучение, то есть передачу знаний и навыков, но и за воспитание (во многих странах эту функцию чаще называют позитивной социализацией), и за социальную поддержку детей из бедных семей (включая, например, питание). И если функция обучения при изменении формата с очного на дистанционный никуда не делась, то о воспитании и социальной поддержке так сказать нельзя, многое еще только предстоит понять и осмыслить

Страны ведут себя по-разному. К примеру, в обладающей высоким технологическим потенциалом Японии выжидают, продлевают каникулы. Где-то ограничиваются трансляцией образовательных передач по радио или телевидению.

В большинстве стран, в том числе и в России, приступили к немедленному освоению новых форматов учебной работы, взаимодействия учителей и школ с детьми и родителями. И здесь, отмечают ректор МГПУ Игорь Реморенко и научный руководитель Инобра ВШЭ Исак Фрумин, наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически.

Учебный процесс

«Минимальный уровень взаимодействия обучающегося с педагогом — организация самостоятельного обучения обучающегося. В этом случае педагог только пересылает задания и проверяет их», — говорится в рекомендациях.

В этом случае школьник выполняет задания в обычных тетрадях, при необходимости фотографирует и отсылает педагогу сделанное, педагог проверяет, делает пометки, также при необходимости фотографирует и возвращает обучающемуся. На основе анализа результатов учитель может внести необходимые коррективы в план-конспект последующих уроков, предназначенных для конкретного ученика.

Отмечается, что приемлемый уровень качества преподавания в дистанционном формате может быть достигнут, если педагог использует асинхронный режим обучения и готовые пакетные цифровые решения. В такой модели педагог работает на образовательной платформе и назначает задания, которые проверяются автоматически.

Сезонные ОРВИ и прививки

Одной из основных проблем сейчас для школ стал сезонный рост заболеваемости ОРВИ, отмечают эксперты. Например, из-за превышения эпидпорога закрыты три малокомплектные сельские школы в Новосибирской области. Всего в Новосибирской области, по данным замминистра образования региона Владимира Щукина, частично из-за ОРВИ не действуют 76 классов в 35 школах — эти школы составляют 3,5% от всех 978 школ региона. А в Челябинской области, по данным Минздрава региона, на карантин из-за коронавируса в сентябре закрывали четыре класса в двух городах региона. По данным Минобразования региона, по ОРВИ — 431 класс и пять школ закрыты на текущий момент — всего в регионе 817 школ, таким образом карантин по ОРВИ коснулся порядка 1%.

Чтобы минимизировать риски заболеть серьезнее, медики советуют получить вакцину от сезонного штамма гриппа, чтобы он не наложился на коронавирус. «Коронавирусная инфекция — и так тяжелая инфекция, которая может протекать с двухсторонним воспалением легких. Если на это будет накладываться и сезонный грипп, респираторные вирусные инфекции, то, естественно, состояние больного будет гораздо тяжелее, поэтому чтобы обезопасить себя, сделайте вакцину от гриппа», — предупреждает главврач центра медпрофилактики Карачаево-Черкессии Энвер Байчоров.

По словам главного санитарного государственного врача Калмыкии Джангара Санджиева, в регионе осложнения эпидситуации по коронавирусу в связи с запуском школ 1 сентября нет, зато как раз отмечается подъем ОРВИ — вирус начал циркулировать с середины августа. Он также заметил, что помочь в этой ситуации может вакцинация детей.

В регионах подчеркивают, что школы существенно усилили меры эпидемической безопасности — с 1 сентября везде проводится термометрия, проведено оснащение средствами дезинфекции, отказались от массовых мероприятий, работники пищеблоков работают в масках и перчатках, изменено расписание уроков и перемен. На это выделяются существенные бюджетные средства. В Краснодарском крае, к примеру, на закупку средств дезинфекции для школ израсходовали более 300 млн рублей. Предусмотрели «кабинетную» систему занятий, особое расписание перемен и уроков — в итоге на дистанционное обучение в крае в настоящее время переведены только четыре школы из 1 214.

В министерствах и департаментах образования регионов подчеркивают, что обучение проходит с соблюдением всех необходимых мер профилактики. Помимо ежедневных уборок во всех школах, где классы отправлены на карантин, проводится дополнительная дезинфекция, применяются бактерицидные лампы.

Необходимость, но не проблема

В регионах отмечают, что благодаря весеннему опыту дистанционной работы выявлены технические и системные недочеты, которые удалось убрать уже к осени. Первый карантин помог во многом решить проблему с техническим оснащением и детей, и школ и педагогов. Так, в Астраханской области для учеников, у которых нет техники дома, предоставляют в школах планшеты или компьютеры. Как пояснили ТАСС в мэрии Улан-Удэ, школьники учатся дистанционно, используя общедоступные федеральные или иные бесплатные образовательные онлайн-платформы, а в школах оборудовали кабинеты, чтобы учителя могли из них проводить онлайн-уроки.

«В апреле была ситуация, когда учителя вели уроки в домашних условиях. Сейчас особенность формы обучения в том, что учителя ведут уроки из таких оборудованных всем необходимым кабинетов. Таких кабинетов у нас 210 в двадцати восьми школах. Во всех школах у нас есть интернет», — уточнили в комитете образования администрации Улан-Удэ.

В комитете по образованию Санкт-Петербурга также отметили, что весна помогла подготовиться к новому учебному году — там для обеспечения детей техникой привлекли общественные организации, представителей социально ответственного бизнеса и частных лица, которые в рамках акции «#неканикулы» собрали и передали детям 11 тысяч планшетов. В Министерстве образования Новгородской области пояснили, что там 98% педагогов прошли обучение по работе на различных платформах, сейчас переход классов на онлайн-занятия проходит легко даже в маленьких сельских школах.

Школьники уже привыкли работать в онлайн — и там, где пришлось уйти на дистанционную учебу, это пригождается. К примеру, в Южном Федеральном округе на онлайн перешли ученики в 281 классе, в Волгоградской области на «удаленке» ученики 85 классов из 49 школ (6,7%) — всего в регионе 721 школа, и ни одна полностью на карантин не закрыта. Непростая ситуация сложилась в Удмуртии, где на карантин полностью закрыты три образовательных организации, частично — 180 школ (31% от 568 школ) и 425 классов (4% от 10 305 классов), а в ХМАО в 80 школах (25% из всех 308) на дистант переведено 312 классов.

Ряд школ в регионах Северного Кавказа также перевели некоторые классы на дистанционное обучение, в некоторых практикуют смешанный формат — когда в будние дни занятия проходят в школе, а по субботам — дистанционно.

В то же время в некоторых регионах даже не собираются вводить «удаленку» — в Крыму, например, не намерены вновь возвращаться к дистанционному режиму и будут продолжать локализовывать небольшие очаги. В Калмыкии решили не переводить школьников на дистанционное обучение целыми классами, а отправлять на карантин только ближайшее к заболевшему окружение. «Это основано на данных, полученных специалистами при анализе заболеваемости. Да и родители школьников очень волнуются по поводу перевода на дистанционное обучение», — сообщил ТАСС заместитель министра образования и науки республики Герман Санджарыков. Только один регион пока избежал частичного закрытия классов на карантин из-за коронавируса — Чечня.

Цифровое неравенство

В нашей стране далеко не у всех детей имеется техническая возможность учиться дистанционно. Так, например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов обратился к жителям города с просьбой помочь компьютерной техникой малообеспеченным семьям и школьникам, у которых нет собственных планшетов и ноутбуков. Таких, по словам губернатора, в городе насчитывается почти 17 тысяч. 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев заявил, что учащиеся подмосковных школ, у кого нет компьютеров, смогут получить их на время карантина, обратившись к своим педагогам и директорам. Родители должны для этого написать заявление и получить необходимое оборудование под расписку.

Если даже в таких субъектах РФ, как Санкт-Петербург и Московская область, обладающих развитой инфраструктурой и большим промышленным, научно-техническим и культурным потенциалом, возникают сложности, что уже говорить о не самых богатых регионах страны.

Очевидно, что все оказались по-разному подготовлены к переходу на онлайн-обучение. Скажем, школы в Сингапуре, Москве или Нью-Йорке уже несколько лет используют цифровые системы управления учебным процессом и коммуникации с детьми и родителями. При переходе к дистанционному формату учителя и школьники используют не только отсканированные страницы обычных учебников, но и интерактивные задачники, целые цифровые среды для самообразования.

Но во многих субъектах РФ дела обстоят не так радужно. Минпросвещения и Рособрнадзор недавно сообщили о запуске проекта «Школа равных возможностей». Самое время в рамках этого проекта оказать помощь регионам, школам, учителям и семьям, чтобы не допустить преобразования цифрового неравенства в неравенство образовательных результатов.

Проблемы на карантине в школах России из-за коронавируса

Как оказалось, ни школы, ни ученики с родителями к таким испытаниям не готовы. Ответственность за освоение учебной программы школами переложено на родителей.

Подкачала техническая оснащенность с обеих сторон. У многих детей дома просто не оказалось компьютеров или ноутбуков, а если и были, то не в достаточном количестве. Например, в семьях где двое или трое учеников, а еще если кто-то из родителей должен работать в удаленном режиме – то техники явно не хватает.

Некоторые дети имели возможность онлайн-обучения только с помощью смартфона. Решения этой ситуации были разные. Если в некоторых школах было принято выдать для дистанционного обучения компьютерную технику из классов информатики, то в Санкт-Петербурге попросили скинуться техникой горожан, в количестве 17 тысяч планшетов или ноутбуков.

Еще одна проблема в отсутствии домашнего безлимитного интернета или недостаточная его скорость. Лимитированный интернет с маленьким количеством трафика. При дистанционном обучении в день тратится от 2-х до 3-х Гб, т.е. при лимите в 30 Гб его хватит только на 10 дней, затем придется докупать, а это не дешево. Родители жаловались на то, что не могли долго подключиться к урокам или связь прерывалась во время занятий.

Были сложности зайти в электронный дневник, не то что выполнять задания. В первый же день обучения, когда все попытались войти в электронный дневник, тот просто обрушился, так как не был рассчитан на такую нагрузку. То же самое произошло и с онлайн-ресурсами. Некоторые учителя выходили из положения проводя уроки с помощью месенжеров.

Возросшая нагрузка на детей очень взволновала родителей. В основном видео уроки заменили на домашние задания. Дети вынуждены самостоятельно изучать материал. А так как это не у всех получается, то в роли репетиторов выступили родители. Но хорошо если на предприятиях им дали отпуск, а как быть тем, кто вынужден работать? Если раньше дети приходили со школы довольные и веселые, то в настоящее время вынуждены сидеть за компьютерами до позднего времени пытаясь выполнить все задания, которых стало в разы больше.

Ощутив на себе все прелести карантина в школе и домашнего обучения дети начали проситься назад в свои любимые классы.

Организация отдыха.

Возобновление работы санаторно-курортных учреждений возможно, если они будут соблюдать следующие условия (Письмо Роспотребнадзора от 20.05.2020 № 02/9876-2020-23):

  • принимать отдыхающих только при наличии справки об отрицательном тесте на коронавирусную инфекцию, сделанном не позднее чем за 2 дня до заезда, и отсутствии контактов с заболевшими в течение 14 дней;

  • заселять в номер по одному (кроме случаев, когда отдыхающие – это члены одной семьи или сопровождающие);

  • не допускать к работе сотрудников без справок об отсутствии коронавируса, выданных не ранее чем за 7 дней до выхода на работу, и обеспечить тестирование персонала не реже раза в неделю;

  • организовать питание в номерах либо расставить столы в ресторанах и столовых на расстоянии 2 м, при этом рассаживать по одному человеку за стол (кроме отдыхающих, проживающих в одном номере);

  • оказывать медицинские услуги только по предварительной записи, исключить групповое посещение процедур;

  • обеспечить покупку масок и перчаток на территории учреждения;

  • при наличии пляжа расставить оборудование с соблюдением правил социального дистанцирования, по возможности нанести разметку.

* * *

Рекомендации и разъяснения федеральных органов по возобновлению работы пока появились только для некоторых отраслей, хотя конкретный регион своим решением может снять карантинный режим в отношении учреждений других сфер (скажем, разрешить поликлиникам и стоматологиям принимать пациентов в обычном режиме). В то же время есть и примеры продления действия ограничений. Так, Москва и Московская область уже приостановили организацию детского отдыха до 31 июля 2020 года (пресс-релиз мэра Москвы от 28.04.2020, Постановление губернатора Московской области от 28.04.2020 № 214-ПГ).

Кое-где разработаны меры по восстановлению штатного режима работы учреждений культуры, ориентированных на проведение массовых мероприятий (а возобновить такие мероприятия планируется в последнюю очередь). В этих документах, как и во многих других, не указаны точные сроки возврата к привычной жизни, но есть алгоритм выхода из карантина. В частности, возобновить работу театров и концертных организаций сначала можно будет в ограниченном, а потом в полноценном режиме, установив стоимость билетов на 25% ниже, чем до введения ограничительных мер, и включив в афишу аншлаговые спектакли.

 МР 3.1.0178-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 08.05.2020.

 Например, Роспотребнадзор разместил на своем официальном сайте (раздел «О новой коронавирусной инфекции / Рекомендации для бизнеса») большое число рекомендаций, адресованных организациям разных отраслей.

 МР 3.1/2.1.0183-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах)», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.05.2020.

 МР 3.1/2.1.0184-20 «3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по организации работы спортивных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.05.2020.

 См., например, Приказ министерства культуры Свердловской области от 29.04.2020 № 228, Распоряжение департамента культуры Владимирской области от 08.05.2020 № 83.

? Что делать родителям учеников, контактировавших с заболевшим

Родители учеников, которых перевели на карантин, без признаков ОРВИ не должны соблюдать режим самоизоляции. Но они также не вправе остаться с ребенком дома на больничном.

Сдавать тесты родители вправе по собственному желанию или по назначению врача (при наличии признаков инфекции).

Если школьника отправили на карантин, то родителям не предоставляют больничный. Связано это с тем, что больничные предоставляются только в случае объявления таких мероприятий в детском саду.

Роспотребнадзор должен вынести всем контактировавшим с больным лицам предписание об обязательном соблюдении самоизоляции. Если такого предписания нет, то можно продолжать ходить на работу в обычном режиме.

Возвращение в школу после болезни. Нюансы в отношении коронавируса, необходимые справки
Читать

Бесплатное лечение от коронавируса в Москве. Кто и как может получить лекарства
Подробнее

Карантин в детском саду. Продолжительность, правила приема детей
Смотреть

Работы у педагогов стало больше

Речь идет о необходимости осваивать приемы работы в условиях новых реалий на ходу: адаптировать учебную программу и контент к дистанционному формату, изучать и применять новые инструменты, сервисы и платформы, налаживать обратную связь с учениками и родителями. Исследования показывают, что трудозатраты педагогов в новых условиях возросли: у 50% учителей рабочий день увеличился в среднем на один-три часа, у 36% – более чем на три часа. Кроме того, многие учителя столкнулись как с нехваткой технологической и методической поддержки, так и с непониманием учеников и родителей.

Сложностей хватает, поскольку, как выяснилось, невозможно просто так взять и применить какую-либо систему дистанционного обучения в массовой школьной практике. И причина кроется не столько в технических деталях – мощных серверах или быстром интернете, хотя лишь немногим более половины учителей отметили, что им полностью хватает оснащения для проведения онлайн-уроков.

Гораздо важнее другое: существующие на сегодняшний день системы дистанционного обучения оказались ориентированы на обучение лишь мотивированных детей. Сами ученики отмечают, что онлайн-уроки – это занятия не для всех, а лишь для тех, кто хочет учиться. Для способных и мотивированных практически ничего не изменилось, особенно при нормальной организации обратной связи с педагогом. А вот многие из тех, кто и в классе не всегда учился, при переходе на «удаленку» вообще перестали что-либо делать, надеясь, причем не без оснований, что на второй год оставлять их не будут. Добавим, что почти 50% российских школьников считают дистанционное обучение каникулами.

Без помощи государства не обойтись

Нет сомнений в том, что цифровые технологии не заменят учителя и живое общение, но сейчас ситуация такова, что в ближайшие недели альтернативы дистанционному обучению нет. Трудностей – технических и организационных – много, но школы, учителя, родители и ученики заинтересованы в их преодолении.

Во многих странах в пакеты правительственной помощи национальной экономике включены специальные ресурсы для системы образования. В России о дополнительной финансовой поддержке в этот сложный период школ, учителей и семей, воспитывающих школьников, пока речь не идет, если не считать сухих пайков для детей, имеющих право на бесплатное школьное питание, и отказ от штрафов за неоплаченные коммунальные услуги. Непосредственно с организацией образовательного процесса эта помощь не связана.

По предварительной оценке экспертов, для подписки школ на современные цифровые ресурсы, для преодоления цифрового неравенства и реализации новой эффективной модели использования цифровых технологий в школе и колледжах срочно нужно не менее 50 млрд руб. с последующим финансированием в 150 млрд руб. в год.

В проекте поправок к Конституции России говорится: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей». В условиях пандемии проверяется, как соотносятся наши декларации и действия.

Государственная итоговая аттестация и ВПР

Педагогическое сообщество, эксперты, дети и родители не могут ответить на вопрос, почему в сложной ситуации, обусловленной пандемией, Минпросвещения и Рособрнадзор столь упорно продолжают держаться за всероссийские проверочные работы (ВПР). Пусть даже они пройдут в дистанционной форме, а результаты работ будут необъективными – ВПР, по мнению врио главы Рособрнадзора Анзора Музаева, должны состояться в любом случае. Необъяснимая, на мой взгляд, позиция.

А вот позиция Минпросвещения и Рособрнадзора относительно проведения ЕГЭ выглядит ясной и обоснованной: государственная итоговая аттестация должна состояться. Дата старта ЕГЭ назначена – 8 июня, перенести этот срок могут, но только в случае ухудшения ситуации с распространением коронавируса. Проект расписания ЕГЭ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В некоторых СМИ появились революционные предложения по отмене ЕГЭ и зачислению в вузы всех желающих без каких бы то ни было ограничений. Дословно: 

Адамский А. Выпускные экзамены в 2020 году придется отменить // Вести образования, 2 апреля 2020 г.

К большому сожалению, эти непродуманные предложения способны лишь посеять хаос и панику среди выпускников и их родителей, потому что порождают многочисленные вопросы, на которые инициаторы отмены ЕГЭ не собираются давать ответы. Сейчас существует выстроенная система приема в вузы. Ее можно критиковать, совершенствовать, но это система. А теперь попробуйте ответить всего на несколько вопросов, приняв предложения «революционеров».

Вуз обязан на любой факультет и на любую специальность/направление взять каждого, кто подал заявление, или все-таки имеет право отбирать по школьным оценкам? Если вуз должен принять всех по заявлению, то значит ли это, что вместо 20 человек по плану бюджетного набора можно брать 500 или 800 подавших заявления и всех их учить в первом семестре? Кто, как и где будет их учить, а потом принимать экзамены во время сессии? Если же вуз будет отбирать по школьным оценкам, то что будет цениться выше – пятерка по физике в непрофильном классе слабой школы или четверка в физматклассе одной из сильнейших школ страны, пятерка по немецкому при двух часах в неделю или четверка у выпускника лингвистического лицея, обладателя международного сертификата С1?

К счастью, дети, которые давно и планомерно готовятся к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы, и их родители отнеслись к предложениям «все взять и отменить» как к фейкам и информационным вбросам. Ректоры вузов пока никак не отреагировали – не видят в этом смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector