Изменения 44-фз и 223-фз из-за пандемии коронавируса

Содержание:

Поддержка арендодателей

Госдума в связи с одобрением в третьем чтении закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» приняла постановление, в котором рекомендует правительству РФ проработать вместе с профильными комитетами нижней палаты парламента еще целый ряд мер поддержки граждан и бизнеса. 

В частности, Госдума рекомендует кабмину рассмотреть вопрос об обеспечении доступности в 2020 году мер господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе для обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), посредством организации досрочного включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства обществ с ограниченной ответственностью, которые должны быть включены в этот реестр с 10 августа 2020 года, а также рассмотреть возможность изменения установленных критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП. 

Также нижняя палата парламента рекомендует рассмотреть дополнительные меры по санаторно-курортному лечению медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19). 

Кроме того, депутаты рекомендуют сосредоточиться на таких вопросах, как установление особенностей реализации образовательных программ и проведения государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, а также порядка использования копий документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, выданных в электронной форме, в случае введения в соответствии с законодательством РФ на всей ее территории или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. 

Правительству рекомендовано проработать вопрос о предоставлении дополнительных мер господдержки арендодателям, предоставившим арендаторам отсрочку уплаты арендных платежей или снизившим их по договорам аренды зданий, сооружений, нежилых помещений или их части. 

В сфере трудового права Госдума рекомендует кабмину при установлении особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений обеспечить реальный и оперативный учет мнений сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и защиту основных трудовых прав и законных интересов работников.

Как изменить ставку НДС в контракте?

Ставка НДС увеличилась с 18% до 20% с 01.01.2019 г. В связи с этим в 44-ФЗ появилось еще одно основание для изменения существенных условий. Корректировка условий проекта контракта по 44-ФЗ из-за изменения ставки НДС происходит на основании ч.54 ст.112 44-ФЗ.

До 01.10.2019 г. по взаимному согласию сумма договора в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

  • контракт был подписан до 01.01.2019 г.;
  • положениями договора (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2019 г. ставка НДС;
  • приемка и оплата ТРУ осуществляется после 01.01.2019 г.

Условия продления аренды

Воспользоваться нововведениями смогут не все. Указан целый перечень случаев, когда подобная операция невозможна. И большинство из них связаны с нарушением условий контракта. Не могут продлить договор арендаторы:

  1. За шесть месяцев, предшествующих 31 марта 2020 года, или за весь срок, если он составил менее шести месяцев до указанной даты, имеющие задолженности по аренде, коммунальным или иным платежам, которые он должен выплачивать арендодателю или через него.
  2. Пренебрегающие своими обязанностями в отношении объекта аренды в течение срока договора.
  3. Использующие помещение не по назначению.
  4. Заключившие на объект договор субаренды или передавшие помещение в пользование третьим лицам без договора, если подобное на было согласовано с арендодателем.
  5. Имеющие в той же местности в аренде сходные по показателям помещения, которые используют для проживания. Этот пункт относится только к жилью, и на коммерческую недвижимость не распространяется.

Отдельно рассматриваются случаи, когда здание, в котором находится арендуемое помещение, в период до 30 июня 2020 года подлежит капитальному ремонту или сносу.

Если арендатор имеет право на продление и воспользуется этим правом, арендодатель не может ни отказать ему в этом, ни изменить стоимость и другие условия аренды.

Ранее «Польский консультант» информировал о возможности трудоустройства в Польше во времена пандемии коронавируса.

Была ли статья полезна?

ДаНет

СРОЧНО. Требуется ваш честный отзыв о кадровых компаниях, через которые вы работали. С вас отзыв, с нас консультация

СРОЧНО. Требуется ваш честный отзыв о кадровых компаниях, через которые вы работали. С вас отзыв, с нас консультация

Изменение правил расчета сроков поставки товара для поставщика

Существенные изменения появились в статье 93 Федерального закона №44-ФЗ. До изменений, предусмотренных от 24 апреля 2020 года, поставщики были обязаны соблюдать те сроки исполнения контрактов, которые установил в документации к закупке заказчик. Если документация к закупке не готовилась заказчиком, но была рассылка запросов коммерческих предложений, исполнитель ранее был обязан строго соблюдать те сроки, которые были указаны в таком запросе.

Если в предварительном предложении, которое предоставил в качестве ответа на запрос потенциальный исполнитель по контракту, не указано, в каких днях произведен расчет минимальных и максимальных сроков, то по умолчанию сроки считаются в календарных днях.

При этом если у поставщика имеется достаточно товара, который он может предоставить в рамках исполнения обязательств по контракту или договору, то он обязан зарезервировать такой товар на срок не менее одного месяца у себя на складах. Это способствует исполнению взятых на себя обязательств в те сроки, которые поставщик предложил в качестве минимальных и максимальных со своей стороны.

Данные правила должны вступить в действие с 1 октября 2020 года, если не будет внесено дополнительных изменений в данный нормативный акт, в том числе относительно сроков вступления в силу этих правил.

Какие условия являются существенными?

Существенными условиями называются положения, обязательные для контракта и прямо указанные в законодательстве.

Согласно п.1 ст.432 Гражданского Кодекса контракт нельзя заключить без взаимного соглашения сторон по поводу предмета обязательств и условий, которые определены законодательством или иными правовыми актами как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, по которым должно быть достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон.

В тексте контракта обязательно должны быть прописаны следующие условия (ч.13 ст.34 44-ФЗ):

  • способы определения объема товаров, работ или услуг (ТРУ) на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным количеством;
  • сумма договора;
  • итоговая стоимость по каждому этапу;
  • ответственность заказчика и исполнителя;
  • порядок и сроки оплаты ТРУ;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки;
  • уменьшение суммы оплаты на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой обязательств, если их в бюджеты бюджетной системы должен внести заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта (ОИК) и сроки его возврата, которое внесено деньгами;
  • порядок и срок предоставления исполнителем обеспечения гарантийных обязательств (если такое требование установлено);
  • предоставление нового ОИК, если у банка, выдавшего банковскую гарантию в качестве ОИК, отозвана лицензия;
  • источник финансирования.

В 2020 г. заказчики, которым поступают денежные средства из федерального бюджета, в случаях, указанных в 459-ФЗ от 29.11.2018 г., обязательно вносят в контракт пункт о казначейском сопровождении целевых денег, а в некоторых случаях и о казначейском обеспечении обязательств.

Министерство финансов

17 марта 2020 г. Минфин издал документ № ТГ-П13-1924, согласно которому заказчики получают возможность проводить закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы. Этот пункт не имеет верхней границы по сумме закупок в этот период и не влияет на процентное количество договоров по малым закупкам, за превышение которого заказчики несут административную ответственность. При осуществлении закупки при форс-мажоре заказчик обязан внести сведения в план-график закупок. Причем не в третий раздел, содержащий «особые закупки», а во второй, куда заносятся текущие плановые закупки. Контракт при этом можно заключить в день размещения сведений в плане-графике. Наличие извещения для проведения такой закупки не требуется. В срок не позднее одного дня с даты заключения такого контракта заказчик должен направить уведомление о наличии закупки в контрольный орган в сфере закупок. К нему необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт в данном случае должен содержать обоснование его цены.

Признание коронавирусной инфекции форс-мажором при исполнении контрактов может освободить стороны от уплаты неустойки, но не обнуляет обязательства по контракту. При этом обстоятельства неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам должны быть взаимосвязаны с пандемией коронавируса. Отметим еще раз, в Письме Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 прямо указано на то, что пандемию COVID-19 можно рассматривать как основание заключения контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, необходимых в связи с введением режима повышенной готовности.

Нормативная база

Собрали документы, которые помогут разобраться в правилах и ничего не нарушить.

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать

Об увеличении времени исполнения контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств

Письмо Минфина №24-03-07/15585 от 03.03.2020

Об изменении срока контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия

Письмо Минфина №24-03-07/18880 от 12.03.2020

Об изменении существенных условий контракта с единственным поставщиком, в том числе цены и периода его исполнения

Письмо Минфина №24-03-07/99997 от 20.12.2019

О праве заказчика изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком

Письмо Минфина №24-03-07/99602 от 19.12.2019

О пролонгации заключенных бюджетным учреждением госконтрактов в рамках закупок

Письмо Минфина №24-03-08/6836 от 06.02.2018

Изменение сроков договорных обязательств в связи с COVID-19

По всему миру распространяется коронавирусная инфекция (COVID-19).  В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране у участников закупок возникает очень много вопросов. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. дает ответы на некоторые из них. Однако остаются неясные моменты, которые требуют отдельного разъяснения. Например, заказчики и исполнители интересуются  о сроках выполнения договорных обязательств.

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 443, принятое в развитие ст. 111 44-ФЗ, действует только в рамках 44-ФЗ: от планирования закупки до заключения договора. При этом данный нормативный документ ничего не говорит о контрактных отношениях, в том числе не поясняет, как быть сторонам со сроками работ, предусмотренных контрактом: продлевать или нет?

Ответ на этот вопрос частично дает Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239). В п.2 Указа говорится, что виды организаций, деятельность которых приостанавливается на территории конкретных субъектов РФ, определяются руководителями регионов. Однако эти ограничения не действуют на организации, указанные в п.4 данного регламента. Следовательно, если исполнитель относится к списку исключений по п.4 Указа № 239, либо под исключения, установленные главами субъектов РФ, такой исполнитель обязательно должен исполнить свои обязательства в сроки, обозначенные в контракте.

Однако ч.65 ст.112 44-ФЗ можно рассматривать как исключение из данного правила. Названное положение разрешает заказчикам и поставщикам оформить соглашение к контракту о корректировке его условий, если обязательства невозможно выполнить из-за COVID-19. Но такое соглашение заказчик вправе подписать только с разрешения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, а это очень затруднительно.

Вторая ситуация: исполнитель подпадает под исключения и обязан приостановить  свою деятельность на основании решения главы субъекта РФ на территории такого субъекта. Моя точка зрения такова: исполнитель должен уведомить заказчика о невозможности выполнения работ, сославшись на Указ № 239 и решение главы региона. Заказчик не имеет права наложить на исполнителя штрафы в указанном случае, т.к. вины исполнителя за нарушение обязательств нет, но и не может продлить сроки контрактных работ в отсутствие положительного решения, в соответствии с ч.65 ст. 112 44-ФЗ.

У заказчика есть два пути выхода из данной ситуации:

  • расторгнуть контракт с поставщиком по взаимному соглашению, сославшись на ч.8 ст.95 44-ФЗ;
  • принять товар с просрочкой, формально начислить поставщику пени, включить такое начисление в реестр контрактов, а затем списать пени в порядке, установленном Правительством РФ (ч.42.1 ст.112 44-ФЗ) (прим.: на момент написания статьи Правительство РФ пока не утвердило порядок списания неустойки в 2020 г.).

Несколько иначе ситуация обстоит с продлением сроков по контракту 44-ФЗ во время карантина. В этом случае постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 443 позволяет продлить срок выполнения работ, но этот срок не должен превышать период от даты заключения договора до окончания карантина (пп.«д» п.1 Постановления № 443).

Соглашение о корректировке сроков должно быть достигнуто сторонами в процессе заключения контракта, а не после его подписания.

Отсутствует информация о нарушениях, выявленных в ходе государственного земельного надзора.

Как составить и направить допсоглашение

Договориться о новых условиях быстрее всего устно или в электронной переписке. Обмен бумажными письмами будет слишком длительным. Если вы нашли компромисс, подготовьте дополнительное соглашение к договору и направьте его контрагенту вместе с сопроводительным письмом – предложением изменить договор.

Укажите в письме, когда вы ожидаете получить ответ на ваше предложение. Тогда вы сможете подать иск об изменении договора, как только наступит указанный срок. Иначе по общему правилу придется ждать 30 дней (п. 2 ст. 452 ГК РФ).

Если ваш договор нотариально удостоверен, соглашение тоже нужно удостоверить (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Лучше заранее записаться в нотариальную контору – в связи с пандемией прием у нотариусов может быть ограничен.

Совет:

Отправьте допсоглашение и сопроводительное письмо, даже если контрагент не хочет менять договор. Во-первых, когда он получит документы, это будет поводом возобновить или продолжить переговоры. Во-вторых, у вас останутся доказательства обращения к нему, и, если вы вдруг решите обратиться в суд, то сможете приложить их к иску. Без доказательств суд может вернуть ваш иск (п. 2 ст. 452 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Что включить в допсоглашение об изменении договора

Укажите в соглашении:

1)   его реквизиты (дату, номер) и договор, к которому оно составляется;

2)   Ф.И.О. и должности лиц, которые подписывают соглашение. Сошлитесь на документы, которые подтверждают их полномочия (например, на протокол общего собрания участников ООО или доверенность);

3)   условие, которое хотите изменить или дополнить;

Примеры формулировок в соглашении “Пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции: 3.1. Цена услуг составляет 100 000 (сто тысяч) руб. в месяц, включая НДС”. “В п. 3 договора фразу “до 10 апреля 2020 г.” заменить фразой “до 10 августа 2020 г.”. “Дополнить договор п. 5.2: “За просрочку поставки в период с 1 апреля 2020 г. по 1 июня 2020 г. неустойка не начисляется”.

4)   причину изменения – снижение спроса из-за пандемии коронавируса COVID-19, ограничительные меры властей в сфере вашего бизнеса. Указывать причину необязательно, но мы рекомендуем сделать это;

5)   момент, с которого договор считается измененным. По общему правилу это момент заключения соглашения об изменении договора, но вы можете распространить действие соглашения на прошлое, если закон в вашем случае это не запрещает (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Например, изменить арендную плату с 1 марта 2020 г.

Как направить допсоглашение контрагенту

По правилам для юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ). Направьте соглашение способом и на адрес, которые прописаны в договоре (п. п. 63, 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Сохраните доказательства того, что вы отправили документы, а контрагент их получил: почтовую квитанцию, уведомление о вручении, опись вложений и т.п. Их нужно будет приложить к иску, если вы решите обратиться в суд.

Совет:

Из-за множества вводимых ограничений могут быть задержки в работе всех служб, включая Почту России. Поэтому даже если ваш договор предусматривает отправку Почтой России, можно сначала обменяться подписанными документами по электронной почте, так у вас оперативно будет хотя бы что-то, фиксирующее договоренности.

Если вы отправляете соглашение почтой, договоритесь, чтобы каждая из сторон сразу выслала другой стороне подписанный ею экземпляр. Так вы выиграете время. Если офис контрагента временно закрыт, сообщите ему трек для отслеживания письма. Так контрагент сможет получить его в отделении почты.

Юридические тонкости

При заключении договоров необходимо уделить особое внимание срокам. Если речь идет о пролонгировании, то необходимо уточнить, сколько раз можно прибегать к продлению срока и на каких условиях

При судебных разбирательствах частенько встречаются дела, при которых контрагенты имеют разные точки зрения на то, когда именно закончилось действие того или иного договора. Письмо о продлении срока действия договора в этом случае будет являться гарантией второй стороны того, что первая была в курсе о продлении соглашения.

Важный нюанс: на письмо обязательно должен прийти ответ с подтверждением либо отказом от продления срока действия соглашения. Все стороны должны выразить свое согласие, только так условия останутся прежними.

Если же условия договора необходимо корректировать, то тут будет удобнее оформить дополнительное соглашение. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Увеличили лимиты для закупок малого объема, изменили размер обеспечения, перенесли изменения в ФЗ-44

Суть изменений Что это значит
Новые правила для заключения прямых контрактов в результате малых закупок

Увеличили и процентный годовой лимит таких закупок: он составляет 10% вместо 5% от СГОЗ. В деньгах лимит не изменили — 50 млн руб.

Новые правила в обеспечении исполнения контракта

Требование обеспечить гарантийные обязательства — право заказчика, а не обязанность, как раньше.

Нижний предел размера обеспечения исполнения контракта снизили из-за коронавируса до 0,5%, а верхний не изменился, он так и составляет 30% от НМЦК. Раньше допустимый минимум составлял 5% НМЦК.

Новые правила для проверки участников
Новые правила вступления в силу «летних» изменений в контрактном законодательстве

Из-за коронавируса до 01.10.2020 перенесли срок вступления в силу изменений, которые планировалось запустить с 01.07.2020. С новой даты заработает, в частности, новый порядок:

  • проведения электронного запроса котировок;
  • начала работы электронных малых закупок

Участники закупок получили гарантированный срок, чтобы подготовиться к изменениям в тех случаях, когда изменяют порядок:

  • планирования;
  • проведения закупок, в т.ч. введения новых способов определения поставщика;
  • контроля, мониторинга и аудита закупок.

Если акт принимают до 1 октября текущего года, он вступает в силу 1 января очередного года. Если после — 1 января года, следующего за текущим

  1. Определили, как считать сроки для проведения закупок по 223-ФЗ, в дни, которые объявлены в 2020 году нерабочими в связи с коронавирусом. По этим правилам:
    • сроки, которые по 223-ФЗ и подзаконным актам считаются только в рабочих днях, исчисляйте в календарных; в таких расчетах не учитывайте субботу и воскресенье;
    • последний день срока, который приходится на этот период, переносят, только если он попадает на субботу, воскресенье или праздничный день.

Раньше такие правила правительство установило из-за коронавируса для проведения госзакупок в период с 4 по 30 апреля 2020 года.

  1. Ввели новое основание для закрытой конкурентной закупки — закупка в рамках гособоронзаказа в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и спецтехники, на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Сведения о них не размещаются в ЕИС.

ВАЖНО!

Как должны пересматриваться сроки исполнения договоров?

Самоизоляция не увеличивает сроки исполнения обязанностей по договору. ВС РФ в Обзоре No 1 указал, что ограничения, которые действовали с 30 марта по 30 апреля 2020 г., были приняты для борьбы с коронавирусом и вводились в условиях разных регионов. В одних случаях меры не становились барьером для предпринимателей, а в других — полностью исключали возможность выполнить контракт. Поэтому автоматически сроки не изменяются.

Иной подход установлен к невыполнению договора, которое вызвано форс-мажором. При этом должник:

  • не несёт вину за пропущенный срок;
  • обязан выполнить условия контракта в разумный срок после устранения препятствий.

Указ Мэра Москвы

Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», где говорится о введении режима повышенной готовности, положил начало периоду самоизоляции в России. В соответствии с п. 13 Указа, распространение новой коронавирусной инфекции в сложившихся условиях является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и считается обстоятельством непреодолимой силы». Как эта норма может быть применена в контрактной системе? В силу обстоятельств непреодолимой силы заказчики и поставщики могут оказаться в режиме вынужденной изоляции, который может повлечь за собой неисполнение обязательств по контракту. В дальнейшем это обстоятельство дает возможность освободить стороны контракта от уплаты неустойки в соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Как коронавирус повлияет на договорную работу?

В типовой договор, больше по инерции, чем осмысленно, обычно включалась ссылка на обстоятельства непреодолимой силы, возможность изменить, расторгнуть договор или отказаться от него. Однако она формально повторяла общие правила и теперь её практическая ценность довольно сомнительна.

Поэтому в условиях пандемии, когда невозможность исполнить договор стала реальностью, оговорка о коронавирусе в договоре должна прорабатываться с особой тщательностью.

Строить договорную работу компании следует, исходя из самого мрачного предположения: договор может попасть под угрозу форс-мажора. Там, где возможно, стоит договориться с контрагентами о пересмотре условий ранее заключенных контрактов в части регулирования непреодолимой силы, возможности прекращения договора и распределении обоюдных рисков.

Заключение договоров в период коронавируса требует проработать вопросы:

  • какие события стороны обоюдно признают непреодолимой силой;
  • последствия возникновения форс-мажора для сторон;
  • чем доказывать;
  • возможность расторжения или изменения договора в связи с форс-мажором;
  • сроки уведомлений о наступлении чрезвычайных событий;
  • порядок распределения возможных убытков.

COVID-19ДоговорыСуды

Сохранить:

Распечатать
Связаться с адвокатом

Как изменить госконтракт на строительные работы?

С 01.07.2019 г. 44-ФЗ дает основания, по которым допускается изменение существенных условий в государственных контрактах по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Что меняется Условия НПА
Любые существенные условия. При соблюдении следующих условий:

·               контракт заключен не менее чем на 1 год;

·               стоимость обязательств — не менее 100 млн. руб. (п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.);

·               работы невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам;

·               изменение не приведет к увеличению срока исполнения или суммы более чем на 30%.

Изменить существенные условия можно после письменного обоснования.  Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации.

п.8 ч.1 ст.95 закона № 44-ФЗ
Объем или виды выполняемых работ. Цена уменьшается или увеличивается на 10% в обе стороны. Возможность отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у ЕП. п.п.«в» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ
Срок исполнения контракта. Меняется только 1 раз, новый срок не должен превышать изначального срока.

Обязательства невозможно выполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине исполнителя. Если виноват исполнитель, то на него налагается штраф (пени, неустойка), и он должен предоставить ОИК на новый срок. Срок действия банковской гарантии должен не менее чем на 1 месяц превышать измененный срок исполнения обязательств (ч.3 ст.96 44-ФЗ).

п.9 ч.1 ст.95 44-ФЗ

Относится ли срок действия контракта к существенным условиям

На основании ч. 2 ст. 34 44-ФЗ при подписании контракта нужно учесть, что в дальнейшем его существенные условия не подлежат изменению. При этом в самом 44-ФЗ не содержится указания на то, что именно можно считать существенным условием, и относится ли к ним срок действия контракта.

По нормам Гражданского кодекса (на которые должны опираться положения 44-ФЗ) к существенным условиям относятся соглашения о предмете договора, а также иные условия, которые необходимы для реализации подобного рода договоров.

В Гражданском кодексе также есть несколько статей, относящиеся к существенным условиям. Это ст. 457 – по срокам поставки товара, по ст. 708 – по срокам начала и окончания исполнения работ, по ст. 783 – сроки предоставления услуг.

С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.

Государственные контракты вступают в силу после подписания сторонами. При этом контракт должен содержать указание на финальные сроки выполнения работ. Без указания на сроки госконтракт можно считать недействительным по причине отсутствия существенных условий.

Следовательно, порядок и сроки поставки товара, выполнения работы и оказания услуги относят к существенным условиям реализации государственного контракта. Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих инстанций, в частности:

  • Минфина, которые он предоставил в письме от 2016 года №02-02-15/24252;
  • МЭР в письмах от 2015 года №Д28и-2020, от 2016 года №Д28и-1818;
  • в письме Казначейства России от 2015 года №07-04-05/09-319.

Сторонам не допускается изменять существенные условия, кроме отдельных исключений, перечисленных в ст. 95 44-ФЗ, когда условия могут изменяться по соглашению сторон. В законодательстве представлен полный перечень исключений, когда допускается изменение контракта, и он не подлежит расширительной трактовке. Срок действия контракта не представлен в перечне исключений (с учетом ст. 95 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

Можно ли отказаться от договора?

Отказаться исполнять контракт просто потому, что началась пандемия, нельзя по следующим соображениям:

  1. Ограничения и вызванные ими нарушения хозяйственных связей не служат безусловной причиной признать обстоятельства форс-мажором. Такое признание будет индивидуальным по каждому судебному спору. Так было и до пандемии, так будет и сейчас.
  2. Сами по себе чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельство нельзя рассматривать как разрешение не выполнять договорённости.

Вывод. Пандемия как таковая — недостаточно уважительная причина, чтобы уклоняться от обязательств. Неисполнение договора допускается, когда появляются причины, которые в силу чрезвычайности, непредвиденности и неустранимости не позволяют выполнить договор.

Возможно ли продление срока

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что продлить контракт по 44-ФЗ достаточно проблематично и возможно только при определенных обстоятельствах. Даже если возникают непредвиденные обстоятельства, делающие невозможным его исполнение, закон жестко ограничивает стороны и всячески вынуждает их расторгнуть контракт и начать процедуру новой закупки.

Это связано с тем, что базовым принципом закона 44-ФЗ является конкурентная закупка. Изменение условий отношений по контракту, в т.ч. его пролонгация, этому принципу противоречат. Если бы такого запрета не было, многие заказчики, вместо того, чтобы проводить новую закупку, продляли бы прежние контракты с устраивающими их поставщиками.

Но все же исключение из этого правила есть. В связи с распространением коронавирусной инфекции в апреле 2020 года был принят закон 124-ФЗ, которой изложил в новой редакции часть 65 ст. 112 44-ФЗ, и разрешил продлять срок контрактов в 2020 году. Рассмотрим при каких условиях и как это можно сделать.

Если ограничительные меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции привели к неисполнению обязательств по контракту, законодатель разрешил изменить сроки его исполнения

Условия продления срока контрактов в 2020 году

Внесенные поправки разрешают пролонгировать срок исполнения контракта по соглашению сторон при условии, что обязательства не были выполнены из-за распространения коронавирусной инфекции и / или ограничительных мер, введенных властями в связи с этим. Чтобы продлить контракт, необходимо предоставить:

  • письменное обоснование переноса сроков контракта;
  • решение Правительства РФ, правительства субъекта федерации, администрации муниципального образования;
  • документ, подтверждающий перечисление на счет заказчика дополнительного обеспечения, если из-за продления сроков, изменяются условия обеспечения.

Перенос срока оформляется в виде дополнительного соглашения. В нем проставляются новые даты исполнения обязательств, уточненные условия обеспечения. Документ подписывается сторонами и публикуется в ЕИС в реестре контрактов.

Продление контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Часто вопрос пролонгации контрактов возникает при закупках у единственного поставщика, в частности, если предметом закупки являются:

  • товары / работы / услуги, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению и т. п.;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги и работы по техобслуживанию зданий и оборудования;
  • услуги по энергоснабжению и т. п.

В таких контрактах из года в год остается один и тот же поставщик, казалось бы, почему нельзя их продлевать? Минэкономразвития России разъясняет невозможность пролонгации тем, что согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ контракты заключаются в соответствии с планом-графиком, который составляется после того, как заказчику были доведены лимиты бюджетных обязательств на текущий год.

Таким образом, контракты закупки, в том числе у единственного поставщика, заключаются, исходя из выделенных лимитов, на определенный срок и не могут продлеваться автоматически. После окончания срока действия контракта заказчик обязан осуществить новую закупку на следующий период – конкурентную или у единственного поставщика.

Исполнение контракта за пределами установленных сроков

В некоторых случаях закон разрешает выполнить поставщику (исполнителю, подрядчику) взятые на себя обязательства после того, как срок действия контракта закончился. При этом он не продлевается, а выполняется за пределами сроков.

Если просрочка возникла по вине поставщика, заказчик может принять товар / работы / услуги позже, при этом он обязан начислить пеню.

Если же поставщик докажет, что причиной просрочки стали действия самого заказчика или обстоятельства непреодолимой силы, это освободит его от наложения санкций (п. 9 ст. 34 44-ФЗ). К таким обстоятельствам относятся природные и техногенные катастрофы, войны, революции, стихийные бедствия. Подобный форс-мажор необходимо подкрепить документально, например справкой из МЧС, ТПП РФ.

Увеличили количество оснований для закупок у единственного поставщика

Что изменилось Суть изменений для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ
Новые способы закупок у единственного поставщика

Неконкурентным способом проводятся госзакупки, если:

  • их определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • конкретный тендер определили протоколом заседания правительства, протоколами координационных и совещательных органов при председателе правительства, планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают для федеральных нужд у едпоставщика, который определен поручением председателя правительства для исполнения решений Координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса, одобренным президентом, правительством (его председателем) планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации с коронавирусом;
  • закупают за счет средств резервных фондов правительства, высших исполнительных органов субъектов
Новые правила исчисления сроков

В период нерабочих дней, которые установлены президентом, при исчислении сроков необходимо использовать правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020. Это значит, что в расчетах, помимо субботы и воскресенья, не следует учитывать нерабочие праздничные дни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector