В храмах петербурга вводятся новые правила в связи с коронавирусом

Содержание:

Закроют ли церкви из-за коронавируса

Как утверждает Патриархия, закрытие церквей из-за коронавируса в России абсолютно исключено, храмы обладают слишком важным значением. По мнению священнослужителей, предпринимаемых мер профилактики должно оказаться достаточно, чтобы избежать вспышек инфекции среди прихожан.

Большое количество вопросов вызывает Пасха, которая в 2020 году приходится на 19 апреля. Во многих городах России обсуждается вопрос перенесения торжественной службы в онлайн-формат.

Где закрыли церкви из-за коронавируса

Категорическое нежелание России закрывать храмы разделяют не все страны:

  1. Еще в начале марта была временно приостановлена работа церквей в Италии. В Ватикане закрылся для туристов Собор Святого Петра, а все богослужения Страстной недели планируется провести без присутствия верующих. С 8 марта в онлайн-режиме совершает мессы и воскресные проповеди Папа Римский.
  2. Полная отмена церковных служб в православных храмах состоялась также в Киргизии, на Кипре и в Грузии.
  3. Румыния и Молдова решили перенести богослужения на свежий воздух, чтобы не создавать повышенного риска для прихожан.
  4. Полностью закрыла церкви любых конфессий Германия, и даже храм Рождества Христова в Вифлееме приостановил свою работу.

В период эпидемии Папа Римский обращается к католикам, стоя перед пустой площадью, собираться группами в Италии пока запрещено

А вот греческие храмы открыты до сих пор. Несмотря на то, что правительство попросило приостановить их работу, Синод выступил категорически против такой инициативы.

Открытый вызов

Открытие храмов, которое началось в регионах, не снимает вопросов, стоящих перед Московской патриархией, а только обостряет их. Значительное сокращение пожертвований уже стало проблемой. Ограничения же по количеству верующих в храме на квадратный метр тоже не принесут существенных финансовых вливаний.

РПЦ входит в кризис, из которого легко не выйти. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль Церкви в России.

Богословская дискуссия о новых формах церковного благочестия до сих пор не выработалась. Единственная структурированная позиция представлена фундаменталистским крылом РПЦ, и патриархии противопоставить ей нечего.

Испорченные отношения властей и епископата вряд ли примут прежнюю форму, хотя на официальном уровне многое останется по-прежнему. РПЦ входит в кризис, из которого легко выйти не удастся. Слишком отчётливо сформировались два взгляда на роль и место Церкви в стране. И от того, насколько грамотно патриархия и лично патриарх Кирилл смогут ответить на вызовы посткоронавирусной ситуации, зависит жизнь Церкви на ближайшее десятилетие.

Как быть верующему в настоящий момент, когда реально присутствует угроза covid-19?

Находить возможность помолиться дома, особенно в богослужебное время: или включить трансляцию службы, или совершить с вниманием, например, 100 молитв Иисусовых, или почитать акафист (сейчас самое время «Страстям Христовым»), или в праздничный период пасхальный канон, и(ли) хотя бы творения какого-либо святого подвижника (аввы Дорофея, свт. Игнатия, схиигумена Иоанна Валаамского и др.)

Теперь много возможностей проверить и укрепить свою веру.

О причащении. Можно, наверное, понять, что мы, верующие, дошли в настоящее время в своей духовной жизни до такого состояния, что Сам Господь Своим промыслом налагает на нас епитимью, и мы оказываемся на какое-то время под запрещением, отлученными от Причастия. Это, конечно, очень трудно принять нашему самомнению. Но если хотя бы немного посмотрим в себя, то поймем, что достойное по делам нашим получаем (Лк. 23: 41), и может быть, смиримся. В случае же упорного хождения в храм причащение в нем может для верующего оказаться совсем не благом. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»

В отношении куличей и проч.: многие священнослужители советуют окропить их дома святой водой с пением (чтением), если возможно, воскресного тропаря 2-го гласа: «Егда́ снизше́леси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный…».

Власти Европы запрещают общественные богослужения

В числе предпринимаемых властями карантинных мер в ряде стран Европы действует запрет на совершение массовых общественных богослужений, в том числе Божественной литургии, если число её участников превышает 100 или 250 человек — везде по-разному. Поэтому одним из первых своё обращение к духовным чадам опубликовал епископ Лондонский и Западно-Европейский Ириней, правящий архиерей Лондонской и Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви заграницей:

«В разных странах, входящих в нашу епархию, местные органы власти будут издавать различные инструкции и указания для управления и контроля над распространением и последствиями этой недолговременной проблемы здравоохранения. Мы настоятельно призываем всех наших верующих ознакомиться с этими практическими предписаниями (которые, например, включают более частое мытье рук или внимательное отношение к личной гигиене) и в таких вопросах спокойно и разумно придерживаться этих официальных указаний, продолжая в добросовестном спокойствии решать вопросы повседневной жизни.

Если в отдельных регионах будут введены ограничения на поездки или другие оградительные меры, мы будем соблюдать их в тишине и покое. В подобных случаях мы должны быть для мира примером благочестивого доверия Богу, которое ведет не к беспорядочной тревоге, а скорее к продолжению жизни в умиротворенном духе и невозмутимой опоре на Божественную волю.

В наших храмах мы продолжим совершать богослужения, таинства и обряды, и, прежде всего, подносить и принимать Святые Дары, точно также как мы это делали всегда. Ни один искренне верующий христианин не может на мгновение принять то, что Святые Дары (Причастие) могут стать источником болезней или плохого здоровья: ни в коем случае! Таинства Христовы являются истинным лекарством для наших душ и тел и не приносят ничего, кроме жизни — Вечной Жизни».

Общественные богослужения планируют запретить и в Киеве, а на входах в храмы проводить санитарный контроль. Об этом говорится в Протоколе заседания Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций КГГА.

Примером нападок на Церковь в условиях эпидемии стала заметка по поводу смерти украинки от коронавируса, опубликованная в «Московском комсомольце» с заголовком «Умершая от коронавируса украинка заразила других через иконы» — погибшая была верующей и посещала храм… Вместе с тем, пока у нас нигде не появляются заголовки о заражении через товары на рынках или в супермаркетах и призывы закрыть эти общественные места с несравненно более массовым скоплением людей. В Чехии и других странах, где было зафиксировано много случаев заражения, рынки закрыты, и даже приостановлено железнодорожное и автобусное сообщение, но храмы открыты.

Священный Синод Русской Православной Церкви в ответ на подобные реакции и нападки опубликовал своё обращение, в котором отметил, что Церковь никогда не отказывала никому в духовном окормлении и таинствах во время эпидемий: «Во времена эпидемий Русская Православная Церковь всегда несла свое свидетельское служение, не отказывая никому в духовном окормлении и полноценном участии в Ее Таинствах

Мы призываем к сдержанности, сохранению трезвомыслия и молитвенного спокойствия, обращаем внимание на то, что верующему человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением непроверенной информации об инфекции»

Вместе с тем, Синод призвал к неукоснительному соблюдению санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях. В частности, он рекомендовал использовать санитарные растворы для дезинфекции кивотов икон и одноразовые стаканчиков для запивки после таинства Святого Причащения. Во всех храмах Русской Православной Церкви они соблюдаются.

А в Московской епархии порекомендовали организовать ежедневное измерение температуры священнослужителей, церковнослужителей и других сотрудников приходов, подворий и монастырей, а также использовать бактерицидные излучатели закрытого типа.

Ситуация с посещением больниц очень сложная

— Передать Святые Дары в больницу желающему причаститься нельзя через кого-то, скажем, через медработника? 

— Пока такой способ причащения нам не благословляет Священноначалие. Хотя в истории известны случаи, когда, например, в период гонений, Святые Дары передавались в просфоре, даже в хлебе. Но это исключительные случаи.

В данной ситуации есть риск больших искушений, если человек, далекий от Церкви — медсестра или врач, возьмет эту просфору, в которой внутри заложены Святые Дары, и, по непониманию, бросит, забудет и так далее. Это будет большой грех и большое поругание Тела и Крови Христовых. 

— Перенимаете ли вы опыт священников, служащих за рубежом, в тех странах, где эпидемия началась раньше?

— Пока еще не занимались этим вопросом. Хотя, наверное, такой опыт есть у наших собратьев, которые сейчас служат в Западной Европе — в Италии, в Германии, во Франции. Думаю, что мы будем искать возможности с ними контактировать и что-то заимствовать из их опыта. Мир очень хрупкий, и мы очень немощны, поэтому надо друг друга поддерживать и быть ближе.

Мессы под открытым небом, трансляции из храмов и домашняя молитва. Как мир празднует Пасху в пандемию

— В какой стадии сейчас переговоры по поводу разрешения допуска священников в больницы к больным с коронавирусом? 

— Пока нам не удается получить разрешение на посещение большинства больниц. Причем не только больниц, где лежат люди с коронавирусом. Сейчас если человек в больнице просит о том, чтобы к нему пришел священник, в большинстве случаев нас просто не допустят к нему. Но за последние несколько дней лед тронулся, и в некоторые больницы мы все же попали с разрешения руководства учреждений. Правда, пока это, к сожалению, скорее исключение, чем правило.

— В больницу священника зовут сами пациенты или их родственники? 

— Как правило, родственники, когда пациенты уже в достаточно тяжелом состоянии и не могут сами позвонить. Часто встречается ситуация, когда люди до болезни особенно не стремились к тому, чтобы исповедоваться, причащаться. А когда случилась беда, когда велик риск того, что человек может уйти из этой жизни, родственники, переживая за близкого, в последний момент начинают бить тревогу, просить: «Батюшка, пожалуйста, приезжайте быстрее, потому что ему совсем плохо». 

«Если мы хотим выжить» — размышления священника о коронавирусе

Это самая сложная ситуация для священника, потому что приходится исповедовать человека в тяжелом состоянии. Может быть, он уже плохо разговаривает, а надо пытаться его исповедовать. Это очень сложно, когда остается очень мало времени, а у пациента — мало сил, он уже не совсем все правильно воспринимает.

К сожалению, есть какое-то нехорошее представление, что священника надо приглашать только к умирающему. Конечно же, нет. Мы приходим к пациенту не для того, чтобы его напутствовать перед смертью, а для того, чтобы дать ему встретиться со Христом, дать ему возможность получить духовную благодатную помощь. А там уже мы не знаем, будет ли воля Божия этому человеку жить и приносить Богу плоды покаяния, либо ему в мире, в покаянии отойти ко Господу. 

— Есть рекомендации для священника, если он идет не к пациенту с коронавирусом, а к верующему в самоизоляции? 

— Да, такие рекомендации были разработаны нашей комиссией и присланы во все храмы. Основная рекомендация: священник должен быть в маске и лучше — в перчатках, стараясь минимизировать контакт. 

— Если говорить не о больных коронавирусом, а о людях, которые находятся в других больницах – к ним пускают священников? Открыты ли больничные храмы?

— Многие больничные храмы открыты. Но, как я уже говорил, непосредственно к пациентам сейчас в большинстве больниц доступ либо ограничен, либо вообще для нас запрещен. В целом ситуация с посещением больниц очень сложная.

Фото: diaconia.ru

Лишь бы совершалась Евхаристия

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО

Протоиерей Игорь Фомин

Этот своевременный документ — совсем не уникальное явление в истории Церкви. Похожие меры предпринимались в Церкви во время эпидемий в прошедшие времена, например, время эпидемий в Москве чумы и холеры. Меры по поводу дезинфекции лжицы описаны в очень авторитетной книге – в «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Сергия Булгакова, поэтому здесь нет ничего сверхъестественного.

Церковь идёт на многие  уступки, лишь бы совершалась  Евхаристия. Мы веруем в то, что через Таинство не распространяется никакая инфекция,  вопреки мнению людей, далеких от Церкви. Поэтому причастие будет совершаться до скончания века. 

В нашем храме всё началось с одноразовых стаканчиков, посуды, дезинфекции киотов, ручек, столов. Другие гигиенические меры соблюдались в нашем храме всегда: влажная уборка с дезинфицирующими средствами всех мест, к которым чаще всего прикасаются люди,   постоянное проветривание храма. У нас принудительная вентиляция, постоянное обновление воздуха происходит каждый час. Сейчас временно закрыты все наши кружки, прекращены лекции. Думаю, занятия в воскресной школе мы переведём на дистанционную форму. 

Меры предосторожности необходимы, и ни о каком маловерии не может быть речи. Есть такая народная поговорка: «Бог дуракам не помогает!» Думаю, она не зря появилась

Но есть и евангельские слова «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).

Так что давайте соблюдать личную гигиену, а при признаках вирусного заболевания оставаться дома. 

Причастие – это, в первую очередь, духовное средство, и если ты не будешь заботиться о ближнем, приходя в храм с признаками простуды, оно может быть и в осуждение. 

Причастие как панацея?

Не стоит подходить ко Причастию, чтобы принять его исключительно или главным образом для здоровья, причащаться каждый день, надеясь, что так мы сможем избежать заражения. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом, и причащаемся для того, чтобы омыть свои грехи Кровью Христовой, соединиться со Христом. Но если в мыслях человека Бога нет, а есть только страх коронавируса, то зачем такому человеку причащаться? Зачем подходить к Чаше, если он в этой Чаше не видит Христа?

Когда мамы говорят своим детям о Причастии: «Сейчас ты будешь кушать булочку/просфорочку/варенье», — это очень неправильно. Ко Причастию должны подходить те, кто осознаёт, к чему они подходят. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Самого Господа нашего Иисуса Христа. У такого человека нет страха, что он заразится.

Часто мы подходим к духовной жизни с категориями и мерками жизни земной: я причащусь и буду здоров, или что-то у меня наладится. Это неправильный подход. Наша Родина — на Небесах, в Царствии Божием. Богослужение и Причастие — это не гарантия здоровья или обеспечения каких-то других земных благ. Такие гарантии всегда давали языческие жрецы: принеси жертву, и у тебя всё будет хорошо. Церковь никогда так не ставила вопрос. Она всегда говорила: живи со Христом и исполняй Его заповеди, чтобы твоя жизнь была угодна Ему. Но мы не приносим жертвы для того, чтобы у нас были какие-то земные блага. Мы хотим свою жизнь уподобить жизни Христа.

Если думать: «Я причащусь и не заболею, или выиграю в лотерею», — это извращение самой христианской веры. Если ты христианин, ты жаждешь Христа и хочешь, чтобы Он был в твоей жизни. А успех в делах, здоровье — категории земные. Да, Господь помогает нам, когда мы о чём-то Его просим, но сугубо для нашего спасения. Болезнь может быть тоже волей Божией — чтобы человек образумился и перестал грешить, задумался о своей жизни. Таких случаев, когда через болезни, стихийные бедствия, другие несчастья человек поворачивается к Богу — миллионы.

После Причастия человек не становится способным освящать всё вокруг. После того, как ты подошёл к запивке, Причастие пошло внутрь тебя и растворилось в тебе. Мы не освящаем через это посуду, из которой едим, или огрызки от яблок. И микробы вокруг себя мы, конечно же, не убиваем. Нельзя расценивать Причастие как антибиотик, который уничтожает микробы внутри нас.

Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если человек с истинной верой подошёл к Чаше и причастился Святых Христовых Таин, молился Богу об исцелении, Господь может через Своё Причастие исцелить этого человека Своей силой. Но говорить, что это правило и так непременно произойдёт, значит расписаться за Бога или же предъявить Ему требование: «Я подхожу к Чаше, и, значит, Ты меня обязательно исцели. Я грешен, не живу по заповедям, но Ты должен это сделать, потому что я подошёл». Такой подход в корне неверен. Всё происходит по нашей вере, молитве, но и по воле Божией. Даже сидя в своих домах взаперти, мы не сможем избежать болезни, если для спасения нашей души Господу будет угодно нам её дать.

Мы не можем знать, что точно происходит в момент Причастия. Кто-то из святых видел, как Господь кого-то причащал на расстоянии или, наоборот, человек, подходя к Чаше, оставался не причащённым из-за своих грехов. Но если мы будем всё это примерять к себе, это дерзость: мы расписываемся за Бога. Если человек заболел и не хотел бы никого заражать, но он имеет желание причаститься, всегда можно позвонить в храм и попросить, чтобы священник причастил его на дому.

Всё в этом мире происходит по воле Божией. Если в мире распространилась такая эпидемия, может, нам нужно о чём-то задуматься? Посмотреть в сторону Неба и подумать о нашей жизни?

Работают ли церкви в связи с коронавирусом

На фоне стремительного распространения коронавируса в России с 28 марта была объявлена всеобщая самоизоляция. В городах и населенных пунктах временно закрылись рестораны, косметологические и спортивные заведения, торговые центры. Продолжили работу только предприятия непрерывного цикла, медицинские клиники, аптеки и продуктовые магазины.

В связи с этим у многих верующих появился вопрос, не закроют ли на время карантина и церкви. Богослужения в храмах традиционно проходят в многолюдной обстановке, что нежелательно в условиях эпидемии. К тому же отнести церкви к жизненно-важным для горожан учреждениям все-таки нельзя.

В настоящий момент храмы в России работают в обычном режиме. Закрытия на карантин не предвидится, церковь можно посещать во время коронавируса, хотя при этом священники рекомендуют тщательно соблюдать правила профилактики.

Внимание! С подтвержденным диагнозом COVID 19 верующим необходимо оставаться дома. В такой ситуации поход в храм на богослужение станет безответственным поступком и поставит под угрозу здоровье всех прихожан.

Как проходят службы в церкви при коронавирусе

В связи с эпидемией некоторые особенности богослужений изменились. Новые правила в церкви при коронавирусе позволяют не распространять инфекцию среди прихожан:

  1. Ложку после Причастия протирают проспиртованным платком после каждого человека.
  2. Просфоры раздают в одноразовых гигиенических перчатках.
  3. Пить прихожанам предлагают из одноразовых стаканчиков, каждому индивидуально.
  4. Для протирания губ дают бумажные салфетки, которые затем сжигают. Платками только протирают ложки для Причастия и держат реликвии, причем после службы подвергают ткань стирке и кипячению.
  5. Святую воду регулярно меняют. Крещения проводят строго индивидуально для каждого из младенцев. Воду в купель каждый раз набирают новую, а саму емкость еще и тщательно дезинфицируют.
  6. Помазание совершают при помощи ватной палочки или бумажной салфетки. И то, и другое после использования сжигают.

Санитарные нормы в храмах соблюдаются очень тщательно, все предметы общего пользования постоянно обеззараживают
Важно! При причастии в церкви во время коронавируса прихожанам рекомендовано отказаться от целования Чаши, креста и рук священнослужителя.

Как церковь борется с коронавирусом

Во время эпидемии храмы не только меняют правила богослужений, но и предпринимают дополнительные меры профилактики коронавируса в церкви. Среди них можно перечислить:

  • дезинфекцию богослужебных сосудов, после каждого использования их тщательно протирают и омывают кипятком для уничтожения вирусов и микробов;
  • заботу о свежем воздухе, в храмах, приходах и монастырях установлены обязательные графики проветриваний;
  • очищение икон, в период коронавируса прихожанам в принципе не советуют прикладываться к ликам святых, однако на всякий случай регулярно протирают их спиртовыми растворами;
  • измерение температуры у священников, по утрам для сотрудников храмов проводится обязательная термометрия, о недомогании служители церкви должны сообщать игуменам и настоятелям;
  • личную гигиену — священники обязаны мыть руки не реже, чем 1 раз в 2 часа.

Меры предосторожности от коронавируса в церкви предусматривают временную приостановку работы воскресных школ, кружков и секций

Действителен ли запрет на посещение церквей во время Covid-19?

В связи с объявлением 28 марта 2020 всеобщей самоизоляции и закрытия практически всех учреждений и организаций, за исключением жизненно важных для людей объектов, многих интересует – можно ли посещать церковь в Москве в коронавирус?

В постановлении Губернатора Московской области по вопросу предотвращения распространения инфекции Covid-2019 гражданам рекомендуется воздержаться от приходов на религиозные объекты. То есть в Москве и области относительно религиозных учреждений отсутствует государственное решение о приостановлении или запрете на осуществление их деятельности. Но временное закрытие отдельных объектов с введением карантина всё-таки состоялось по причине заболевания на коронавирус некоторых священников. Также нет государственного решения о закрытии религиозных учреждений по всей стране, а есть только рекомендации для граждан о воздержании от их приходов.

Как относиться к рекомендациям смотреть богослужение по телевизору?

Нас призывают не приходить в храмы, причащаться реже, чтобы меньше выходить на улицу. Правда ли, что причащаться часто вовсе не обязательно? Я всегда был противником того, чтобы Причастие помещать в какие-то рамки и графики: причащаться три раза в пост, столько-то раз в год… Это должно быть внутренней потребностью человека. Если человек живёт с Богом и по заповедям Божиим, у него возникает потребность причаститься Святых Христовых Таин.

Начинается Великий пост, за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кульминация всего этого богослужения — Святое Причастие. Мы можем молиться, поститься, но если мы не подходим к Чаше и не причащаемся, мы оставляем незавершённой нашу молитву. Зачем тогда ты молился, если не хочешь соединиться с Богом? Выше Божественной литургии ничего нет. Кульминация молитвы — подойти к Святой Чаше и омыть свои согрешения Кровью Христа.

Живите христианской жизнью, и вам захочется причащаться. Вы не будете откладывать Причастие на потом. Те, кто причащается раз в год или реже, не живут христианской жизнью. Для них это просто какой-то обряд или символ. Это не истинная вера.

Молитва дома, наблюдение за богослужением по телевизору не могут заменить живое участие в богослужении и Причастие. А если эпидемия продлится год, два? Как священник, такой отказ от богослужения я не поддерживаю.

Рискуют ли священники и прихожане?

Не стоит и, наоборот, опасаться сразу после Причастия искушений и болезней по причине того, что бесы недовольны. Это тоже распространённый миф. Лукавый дух, конечно же, не может быть доволен тем, что человек причастился. Однако если человек подходит к Чаше с мыслями о Христе и единении с Ним, бесы здесь бессильны, как бы они ни старались. Если же человек подходит ко Причастию с мыслями о коронавирусе, инфекциях и своих личных проблемах, то бесы довольны.

Искушения, безусловно, бывают. Чем больше человек начинает жить христианской жизнью, чем больше видит своих пороков и недостатков, тем больше встречает искушений. Это нормально для христианской жизни.

Священники причащают на дому самых разных людей с самыми различными заболеваниями. Мы, наверное, тоже очень рискуем, но всегда полагаемся на волю Божию. Недавно я освящал противотуберкулёзный диспансер. Побывал в отделениях, где лежат больные туберкулёзом. Мне дали маску, я совершал молитву в ней. Я против того, чтобы священники сейчас совершали Божественную литургию в масках, так мы можем ввести в искушение прихожан. Однако если все придут в масках, я не буду против, если священник тоже её наденет.

Вне службы

Рекомендации предусматривают открытие приходских храмов (других религиозных организаций) для индивидуального посещения граждан вне времени богослужений. Эту будет возможно при стабилизации показателей заболеваемости и уровне охвата населения тестированием на COVID-19 не менее 70 на 100 тыс. населения (исходя из среднего значения за предыдущие 7 дней).

В этих случаях во внебогослужебное время предлагается ограничить число лиц, одновременно присутствующих в культовом сооружении: не более двух человек для храмов площадью до 100 кв. метров, пять человек для храмов площадью от 100 до 400 кв. метров и 10 человек для храмов площадью свыше 400 кв. метров.

При определении площади исключаются помещения, недоступные для посетителей: алтарь, солея, клиросы и подсобные помещения. При упомянутых выше условиях возможно совершение в храмах частных треб (отпевания, венчания, крестины и другие) при ограниченном присутствии близких людей.

Ударим колокольным звоном

Помимо светской дезинфекции РПЦ прибегает и к собственным мерам борьбы с заразой. С конца марта в каждом псковском храме прошли специальные молебны с прошениями против коронавирусной инфекции. Также епархия благословила священников и прихожан провести вокруг своего храма крестный ход.

В Санкт-Петербурге митрополит Варсонофий совершил над городом молитвенный полет на вертолете с Казанской иконой Божией Матери. Светские власти мероприятие всячески поддержали. «Я, безусловно, убежден, что это поможет», – прокомментировал спикер Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров.

Облетел границы своей епархии и митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий. На борт самолета он взял с собой крест с частицей животворящего древа Господня и иконы. Архангельская епархия предложила верующим помолиться «вместе с владыкой, не выходя из квартир».

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

«Он ведет себя необычно». Биолог – об особенностях коронавируса

Помимо крестного хода и крестного облета священнослужители принялись практиковать и крестный объезд. В Сыктывкаре батюшка освятил город из люка «Инфинити». В Вологде священники взяли с собой иконы Спаса Всемилостивого и Божией Матери «Семистрельная», мощи святителей Вологодских Антония, Маркелла, Игнатия и другие святыни.

На сайте Вологодской митрополии опубликовали текст молитвы, которую предлагается читать прихожанам, оставшимся дома. В своем обращении митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий также напомнил, что в 1654 году Вологда якобы была избавлена от чумы благодаря молитве и строительству храма. Волонтерские поездки к храмам, несмотря на объявленный в Вологодской области с 27 марта карантин, епархия не прекращает.

Колокольня Свято-Елисаветинского монастыря

Свято-Елисаветинский женский монастырь в Калининградской области целых три дня и три ночи решил звонить в колокола «для духовного укрепления, чтобы все знали, что наш монастырь горячо, непрерывно молится за Калининградскую область, за Славский район, за каждого жителя». «Знайте, что в любое время дня и ночи в храме, в кельях, на дальних скитах горят свечи, льется молитва, и помните, наша сила – в вере!» – говорится в паблике монастыря в соцсети.

– На Руси с древних времен звонили в набатный колокол во время бедствий, – говорит монахиня Тарасия. – Это не только предупреждение о том, что идет эпидемия, когда звонят колокола, Господь нас слышит. Звон колоколов нас освобождает от страха. Вместо страха – чувство надежды.

По словам монахини, матушка благословила сестер звонить по графику каждые 30 минут. Правда, сестер на круглосуточный звон не хватает, но помогать им, по благословению, могут живущие на территории монастыря паломники и их дети.

– Ощущение, что воздух действительно очищается от вирусов. Знаете, как на войне, ничего не боимся, – говорит Ирина Архипова. Она живет в монастыре временно. Говорит, здесь ей спокойней пережить пандемию. К рекомендациям правительства Ирина прислушивается и правила гигиены соблюдает.

Монастырь находится в отдаленной местности, многие из близлежащих поселков уехали, тем же, кто там остался, звон особо не мешает, говорит местная жительница Наталья Овсянник: «Ну, наверное. нормально отношусь. Ну, они это, службу отпевают по этому коронавирусу». Верит в божью силу и еще одна местная жительница Екатерина: «Я вот сегодня помолилась, поэтому не заболею».

В целебную силу колокольного звона верят и в Пскове. На сайте губернатора учитель Печорской средней школы Вера Ерюшева призывает Михаила Ведерникова «привлекать все силы и имеющиеся ресурсы»: «Я говорю о воздушном Крестном ходе с Печорскими и Псковскими Святынями вокруг области или областного центра. Область на карантине и храмы тоже. Но у нас есть еще одно великое благо – это колокольный звон. Существует много научных доказательств о разрушительном воздействии волн звона на болезнетворные микроорганизмы. Ударим колокольным звоном по коронавирусу…»

Католики и лютеране: без масок нельзя

В Софийском соборе, главном православном храме Великого Новгорода, к верующим обратился протоиерей Александр Ранне: «Если есть основания думать, что заболел кто-то рядом, воздержитесь от прикосновения к иконе, к священнику. Примите это как испытание». Ни священник, ни прихожане, обступив амвон плотным полукольцом, не использовали маски.

Воскресная служба в Софийском соборе

Иные христианские конфессии более осторожны по отношению к коронавирусу. Так, священник католического храма святых апостолов Петра и Павла в Великом Новгороде встречает прихожан в маске: «Без масок заходить в храм сейчас нельзя».

Католический приход в Новгороде маленький, а храм большой – в советское время здесь располагался кинотеатр «Родина». В воскресенье, за час до начала утренней мессы двери открыты, но внутри никого нет, кроме настоятеля отца Алексея. По его словам, приход работает в обычном режиме с поправкой на меры безопасности.

– Но много людей сейчас мы и не ожидаем, придет, наверное, человек десять. Все прихожане должны быть в масках, – говорит он.

С ним солидарен и активный участник многих мероприятий прихода, органист храма Илья Довгий.

– Я считаю, что нет повода для паники. Да, нужно ограничить контакты. То же самое мы делаем, когда объявляют эпидемии гриппа, другого коронавируса, и это правильно. Для христианина все эти тревожные вести – это повод задуматься о вечном, о смысле жизни, о смысле нашего существования, – говорит Довгий.

Спустя час мессу действительно посетило всего несколько человек. Они распределились по разным лавкам на большом расстоянии друг от друга. В таком режиме работают католические храмы по всей стране, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где мессы священники служат без прихожан – это решение папы римского.

Александр Кузнецов

– Конечно же, мы стараемся быть законопослушными и благорассудительными гражданами, – говорит епископ Лютеранской церкви Карелии Александр Кузнецов. – Если есть такая опасность, мы сказали своим прихожанам, чтобы они оставались дома: молились, делали домашние дела, сохраняли спокойствие. Мы восприняли требования спокойно. Храм закрыли, но у нас есть несколько братьев, которые проводят богослужения без прихожан.

Маленький карельский город Сортавала стал убежищем для москвичей и петербуржцев. Атмосфера в городе похожа на новогоднюю: очень много жителей Москвы и Санкт-Петербурга приехали отдыхать, поэтому заполнены все гостиницы.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Травы, водка и сауна: неэффективные советы для борьбы с коронавирусом

Сам отец Александр призывает соблюдать карантинный режим. Местную лютеранскую кирху пришлось закрыть для посетителей, несмотря на то что Сортавала является центром карельской лютеранской общины. Епископ входит в состав городского штаба по противодействию коронавирусной инфекции и относится к ней со всей серьезностью.

В Сортавале и в целом в Карелии всего пять случаев заражения коронавирусной инфекцией. Но епископ всех призывает находиться дома: «Непосещение церкви не дает же человеку опасения, что он потеряет спасение Бога».

В Русской православной церкви за рубежом ввели «советские меры» для борьбы с вирусом и перешли на домашнее окормление прихожан, рассказал корреспонденту сайта Север.Реалии архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский РПЦЗ Софроний Мусиенко. Он привел в пример Богоявленский мужской монастырь в Дедовичском районе, где живет 25 человек.

Софроний Мусиенко

– Монастырь на самоизоляции, – говорит архиепископ. – У нас все дверные ручки обвязаны бинтами и политы антисептиком. И каждый, кто берется за эту ручку, уже обрабатывает руки автоматически. Такой забытый дедовский метод от любой инфекции. Необходимости отдельно дезинфицировать лжицу или использовать одноразовые стаканчики у нас нет, потому что мы всех знаем наперечет, знаем, какое самочувствие, а из посторонних никто не приходит. По возможности выезжаем к прихожанам на дом для причастия. Коронавирус – это попущение Божие для того, чтобы нас повернуть лицом к Богу, чтобы мы обратились к семье, чтобы больше посмотрели внутрь себя. Мы рассматриваем коронавирус как обыкновенную инфекцию, которая более страшная, более ужасная. Но это не особый огонь с неба или другие египетские казни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector