Эпидемия не кончилась, а школы открылись. как защитить детей от ковида осенью
Содержание:
- Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
- Проезжая часть
- А если это школа не «по прописке», могут отправить в другую — по месту жительства?
- В Министерстве образования ситуацию не комментируют
- А если мы перейдем на индивидуальный план, можно в школу не ходить?
- Реально ли воплотить в жизнь эти рекомендации?
- «Уважительная причина — это медицинская справка»
- Школа не хочет переводить нас на индивидуальный план. И что теперь?
- А если написать заявление «в связи со сложной эпидситуацией» — это законное основание для пропуска школы?
- Выходим из дома
- Теперь с насморком в школу нельзя
- Посторонние
- А если написать заявление «в связи со сложной эпидситуацией» — это законное основание для пропуска школы?
- «Дистанционного обучения в стране нет»
- А если это школа не «по прописке», могут отправить в другую — по месту жительства?
- «Дистанционного обучения в стране нет»
- ?♀️ Право родителей на посещение школы
- «Все дети должны быть в школе!»
- ? Возвращение ребенка в класс после болезни
- Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
- Допустим, за год не аттестуют. Чем это грозит? Оставят на второй год?
- Что могут сделать родители?
- Телефон
Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
— Во-первых, есть определенные риски остаться на второй год в случае непрохождения аттестации. Во-вторых, у нас действует Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2019 году было принято Постановление Совета министров № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
В П. 1. говорится о родителях, которые не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), и там есть пункт о «препятствии получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)». Запустить работу по механизму СОП не так просто — это довольно трудоемкая задача для руководства школы.
Но если это будет делом принципа, вполне возможно, что ребенка, который не ходил в школу, могут признать находящимся в социально опасном положении.
Вывод: Если школа грозит СОП, стоит задуматься и попробовать донести свою позицию до руководства школы с четкими аргументами, почему вы считаете важным оставить ребенка дома и таким образом защищаете его интересы. Или же действовать сообща с другими родителями, поскольку признать половину класса находящимися в социально опасном положении органам опеки будет сложно.
Проезжая часть
Следующее по-настоящему опасное место, без всяких «потенциально» — это проезжая часть. Если путь в школу возможен через подземный переход – ребёнок должен идти только через него, даже если такой маршрут займёт больше времени. Объясните, что отныне ребёнок будет ходить только по нему, даже если опаздывает.
При всех своих несовершенствах, таких как скользкие ступени или недоступность для маломобильных граждан, подземные переходы имеют один несомненный плюс – стопроцентно избавляют от угрозы ДТП на оживлённых перекрестках.
Учёба из-под палки. Почему современные дети и родители так ненавидят уроки
Подробнее
Если есть только наземный переход, то вместе с ребенком пройдите по нему несколько раз. Сделайте акцент на том, что начинать движение можно не просто когда загорится «зелёный», а когда проедут все машины, не успевшие проскочить через перекрёсток, и только убедившись, что остальные автомобили пропускают пешеходов.
А если это школа не «по прописке», могут отправить в другую — по месту жительства?
— В Кодексе об образовании про закрепление детей за школами по месту проживания ничего не говорится. Об этом упоминается только в Положении о порядке организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1493).
Кроме того, местные исполкомы/администрации принимают решения о закреплении микрорайонов за учреждениями образования
Важно понимать, что эти нормативные акты приняты в первую очередь с целью учета всех детей по месту проживания для предоставления им мест в школах
Ни один из этих документов не требует, чтобы ребенок ходил именно в ту школу, которая закреплена за местом его проживания. Соответственно, и исключить ребенка из школы до окончания базового образования (до 9-го класса включительно) нельзя на том основании, что он не относится к ней по прописке.
Конечно, родителей могут вынуждать забрать документы, аргументируя тем, что ребенка вообще не обязаны были сюда брать учиться, но закон в этом случае на стороне школьника. Если же ребенок перешел в 10-й класс, ситуация меняется. У родителей могут потребовать забрать документы из школы, если ребенок отсутствовал 30 дней и более без уважительной причины или из-за неуспеваемости.
Вывод: До окончания базового образования эти вопросы не должны вас волновать, а вот старшеклассникам опять же стоит к посещению школы относиться внимательнее (если вам важно окончить учебу именно в этом учреждении образования)
В Министерстве образования ситуацию не комментируют
До начала каникул в Министерстве образования сообщали, что занятия в школах посещают 87% детей, поэтому вводить дистанционное обучение не планировалось. После осеннего перерыва мы обратились в пресс-службу с вопросом, сколько детей вернулись на уроки. Оперативно предоставить цифры специалисты не смогли. Вопрос, могут ли родители сейчас писать заявление на отсутствие ребенка в связи с эпидемиологической обстановкой, также остался без ответа. В Министерстве образования говорят, что эти вопросы сейчас курируют медики.
Напомним, 30 октября Минздрав опубликовал очередное постановление касательно мер профилактики COVID-19. В нем говорится о том, что учреждения образования должны сообщать администрациям районов о 30% заболевших — для того, чтобы оперативно принять решение о точечном карантине.
Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
А если мы перейдем на индивидуальный план, можно в школу не ходить?
Согласно ст. 31 Кодекса об образовании школьники имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы (ИП).
ИП устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию (ч. 1 п. 6 ст. 167 Кодекса об образовании).
Уважительность причин опять же определяет администрация школы. Родители обращаются с заявлением в учреждение образования, и в течение 20 дней руководитель принимает решение, дать согласие на такой формат обучения или нет. В законодательстве критерии отказа или согласия не оговорены, что может быть как плюсом для родителей, так и минусом, ведь директор школы без особого обоснования может ответить отказом.
Индивидуальный учебный план разрабатывается школой. Аттестацию проводят педагоги по соответствующим предметам. Логично предположить, что преподаватель потребует личного присутствия учащегося в учебном заведении для выставления отметок.
Вывод: Если вам не разрешают оставить ребенка дома по заявлению, можно попробовать временно перейти на ИП. Главное — продумать аргументы, ведь для руководства школы такая форма обучения — это дополнительная нагрузка (нужно написать план, организовать аттестацию). Есть риск, что администрация навстречу не пойдет.
Реально ли воплотить в жизнь эти рекомендации?
В конце июня министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что учебный год начнется по плану. Его заместитель, Дмитрий Глушко, добавил, что, скорее всего, календарные рамки останутся без изменений, и школьникам не придется учиться летом. При этом подчеркивается, что организация занятий будет адаптирована под условия пандемии. Так, например, глава ведомства отметил, что школьные линейки 1 сентября не будут проходить в обычном формате. Подробности пока неизвестны. Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова сообщала, что окончательное решение по этому поводу будет принято к концу августа.
Министерство просвещения еще дорабатывает список мер по профилактике распространения инфекции, опираясь при этом на опыт проведения ЕГЭ. По словам Сергея Кравцова, в течение первых недель в каждой школе будет дежурить медицинский работник
Кроме того, будут приняты во внимание рекомендации Роспотребнадзора. Те из них, что касаются дезинфекции помещений, точно будут реализованы
Фото: Shutterstock
Однако профессиональное сообщество неоднозначно оценивает реальность выполнения некоторых рекомендаций. Так, например, директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что ограничить контакты школьников во время перемен и прогулок очень сложно. Даже если организовать отдельные звонки для разных классов каждые 10-15 минут, чтобы ученики не сталкивались в коридорах, это будет мешать учебе остальных.
«Уважительная причина — это медицинская справка»
Родители, в свою очередь, говорят о том, что ситуации у всех разные, и школа обязана предусмотреть возможность обучения детей дома. В 21 гимназии Минска у мамы одной из учениц не приняли заявление «по эпидемиологическим причинам» и устно отказали перевести ребенка на индивидуальный план. Вместе с другими родителями мама ходила на разговор к завучу, но вопрос пока не решен.
— Я одна воспитываю ребенка, у меня нет родственников, и я опасаюсь за свою жизнь. Если ребенок легко перенесет коронавирус, то я — не факт. А я вижу, как сейчас в школах все происходит — весь класс, если кто-то заболеет, на изоляцию не отправляют, только несколько парт. Учителя постоянно меняются, преподаватели музыки, физкультуры, английского — они же все могут быть переносчиками. Я не чувствую себя в безопасности.
Дома ребенок находится уже три недели. Минчанка записала дочку в онлайн-школу, чтобы не было проблем с успеваемостью. После каникул хотела, как обычно, написать заявление об отсутствии ребенка, но бумагу не приняли. Пришлось отправить на почту «уведомление» о том, что дочка не будет ходить на занятия.
— В школе нам сказали, что в данный момент карантина нет, все дети должны вернуться в школу. А индивидуальный план подходит только детям с особенностями с развития, и нам в нем отказали. Намекнули, что если мы не согласны, можем забирать документы. Если в ближайшее время ничего не решится, я заберу дочку из школы — пусть учится онлайн, хотя, конечно, не хотелось бы, — говорит мама.
Заместитель директора гимназии Инна Маклакова подтвердила, что отсутствовать на занятиях теперь можно только по уважительной причине, то есть с медицинской справкой.
— Дистанционное обучение объявляется только Министерством образования и Министерством здравоохранения. Во второй четверти у нас дети учатся в обычном режиме — все должны сесть за парты. Уважительная причина — это медицинский документ, во всех остальных случаях дети должны прийти в школу. Что касается индивидуального плана, то согласно положению об общем среднем образовании на такую форму обучения мы можем перевести детей на основании веских причин и оправдательного документа. Это может быть медсправка (бывают разные ситуации), или документ, подтверждающий, что это одаренный ребенок, — так пояснила строгие правила специалист.
Отсутствуют в гимназии после каникул 11% учащихся — в целом по болезням, а не только из-за коронавируса, отдельно подчеркнули в школе.
Школа не хочет переводить нас на индивидуальный план. И что теперь?
Правда ли, что ребенка могут не аттестовать за четверть? — Да, правда.
Согласно п. 6 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38, при невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков учебных занятий по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам.
При этом таким учащимся: за четверть вносится запись «не аттестован»; аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти. Если речь идет о пропусках без уважительных причин, ребенок не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. Таким детям за четверть или за учебный год вносится запись «не аттестован».
Вывод: Ученика действительно могут не аттестовать за четверть, но если вы докажете, что ребенок пропускал школу по уважительной причине, достаточно будет положительной отметки в одной четверти, чтобы учителя выставили годовую отметку. В случае пропусков по неуважительной причине учащийся может быть не аттестован за год.
А если написать заявление «в связи со сложной эпидситуацией» — это законное основание для пропуска школы?
Согласно п. 27 Типовых правил внутреннего распорядка для учащихся уважительными причинами пропуска занятий считаются: болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация); экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей); пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей); участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
В этом перечне нет пункта об эпидемиях. Но в Правилах сказано о возможности пропуска занятий по договоренности с администрацией. Родители могут написать заявление на имя директора и обосновать свою точку зрения. Нелишним будет сослаться на законодательство.
Например, на Закон «О правах ребенка», где говорится, что родители несут ответственность за сохранность здоровья детей. Основания для заявления есть даже в самих Типовых правилах. В пункте 2.5 написано, что учащийся имеет право на «охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса». А в пункте 4.10 говорится уже об обязанностях школьников: они должны «заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих…»
Школы обычно пользуются типовыми правилами, разработанными Министерством образования, либо на их основе составляют свои Правила внутреннего распорядка. С ними должны в начале года ознакомить родителей, также правила обычно публикуют на сайте школы.
Вывод: Признают или не признают сложную эпидемиологическую ситуацию уважительной причиной для пропуска школы, зависит от ее руководства и внутренних правил. Все, что можно сделать, это написать заявление и обосновать свою позицию.
Выходим из дома
Перед тем, как ребенок совершит свой первый «автономный выход», тщательно отрепетируйте каждый шаг. Если он выходит из квартиры один, пусть посмотрит в глазок – нет ли кого на площадке и не слышны ли голоса. Объясните, что открывать дверь можно, только если за ней никого нет.
Пусть ребёнок при вас закроет дверь и сразу спрячет ключ от посторонних глаз. Например, во внутренний карман рюкзака. Проследите, как он выходит из подъезда. Кстати, если квартира расположена на одном из первых этажей, спускаться лучше пешком – лифт может сломаться, в нём может оказаться какой-нибудь «нехороший дядя» и так далее.
Статья по теме
В школу можно не ходить? Дистанционное обучение уже практикуется
Выйдя на улицу, вместе пройдите с ребёнком всю дорогу до школы
Сконцентрируйте внимание на потенциально опасных местах. Во дворе это парковочные места, с которых резко может сдать назад какой-нибудь автомобиль, а также внутридворовые проезды, по которым многие автомобилисты гонят, невзирая на знак «Жилая зона»
Поэтому объясните, что проходить через двор нужно только по пешеходной дорожке, а пересекать места, где ездят автомобили, можно только убедившись, что их нет.
Теперь с насморком в школу нельзя
Эпидемиологическая обстановка позволяет открыть школы, но при любых респираторных симптомах нужно оставлять ребенка дома, считает пульмонолог Василий Штабницкий.
— Чего ждать после того, как дети вернутся в школы? Оправдано ли возвращение к очной учебе?
Василий Штабницкий
— Это крайне сложно предугадать, но пока что вся история говорит нам о том, что в осеннее время наблюдается повышение, скачок заболеваемости респираторными инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем. Появляется много организованных коллективов — школы, детские сады, институты. Также многие возвращаются из отпуска, дети приезжают из летних лагерей. То есть это комплексная проблема.
Здесь мы ничем не можем спастись. Но обратная сторона этого в том, что общество должно функционировать, в том числе учиться и работать.
Учитывая более-менее благоприятную эпидемиологическую обстановку, такое обучение возможно.
Мы взвешиваем все «за» и «против». Пока что реальность такова, что до появления суперэффективной вакцины от коронавируса надо подождать и, скорее всего, массовое ее применение возможно будет не раньше следующего сезона.
Ждать в изоляции — не совсем правильная тактика. Мне кажется, что детям можно начать ходить в школу. При том, что у нас сейчас есть отработанные инструменты диагностики, хорошая система мониторинга заболеваемости, несколько тестов, которые широко доступны. То есть приближающуюся волну коронавируса мы сможем распознать и принять какие-то меры, в том числе закрыть снова школы на карантин.
— Какие меры можно применить в школах, чтобы снизить для детей риски заражения?
— Пошире раздвинуть парты для соблюдения дистанции, проводить занятия в масках, ограничить передвижение детей по школе, возможно, проводить перемены в классах, не выпуская детей в коридор.
В случае проявления любых респираторных симптомов нужно проинформировать медиков, а самое главное — не идти в школу. Это касается как детей, так и учителей.
Если раньше родители могли отправить ребенка с насморком в школу и это не считалось чем-то особенным, то теперь такую роскошь мы себе позволить не можем, поскольку это может привести к вспышке коронавирусной инфекции в школе, потом, возможно, даже в более глобальном масштабе — в районе или городе.
— Не вредно ребенку целый день сидеть в маске?
— Не вредно. Маска никаким образом навредить не может, кислород она не перекрывает, никаким образом не ухудшает состояние ни детей, ни взрослых. Исключение составляет тот случай, что у человека есть аллергия на компоненты маски.
— Есть ли смысл регулярно тестировать школьников на ковид?
Карантин закончился — а как же вторая волна? Онколог Михаил Ласков — о том, как к ней подготовиться
— Массовое тестирование не спасает коллективы. В целом в этом нет большого смысла, но при этом может возникнуть колоссальная нагрузка на здравоохранение.
— О чем стоит помнить родителям, если ребенок заболел?
— В целом дети болеют коронавирусом гораздо легче, чем взрослые, и, как правило, переносят его как обычное ОРВИ. У детей нет высокого риска летального исхода при коронавирусе.
Есть отдельное состояние, о котором надо знать, но оно случается крайне редко, в единичных случаях, — это Кавасаки-подобный синдром. Это единственное осложнение у детей, которое может оказаться значимым.
Его симптомы — сильная лихорадка, которая не снижается самостоятельно, может быть боль в животе и какие-то неврологические проявления, например, раздражительность, покраснение сосудов глаз, появляется характерная сыпь на туловище, а иногда и в области промежности. Заболевание чем-то похоже на скарлатину, и появляются признаки, характерные при ней — красные сухие губы, воспаленное горло, малиновый язык, увеличенные шейные лимфоузлы.
Но не стоит искать это заболевание у каждого ребенка, это осложнение появляется в единичных случаях.
Посторонние
Вопрос взаимодействия с незнакомыми людьми, пожалуй, даже более важен, чем правила дорожного движения и прочее. До ребёнка нужно донести раз и навсегда: ни с каким посторонним человеком, даже если это сосед или ваш знакомый, ни при каких обстоятельствах никуда идти нельзя! Посторонний может позвать посмотреть котят (щенков, хомячков), предложит купить чудо-игрушку, сходить в кино и т.д. Может даже назвать вашего ребенка по имени, сказать, что он ваш родственник (коллега), что его попросили забрать мама или папа – на все посулы ребенок должен уметь сказать категоричное «нет!» И в любой ситуации, когда у него появляется хоть тень сомнения, немедленно звонить вам.
Челябинцы сняли социальный ролик о безопасном пути в школу
Подробнее
Пока не дошло до настоящей беды, можете провести проверку: договориться с кем-нибудь из своих знакомых, которых ребенок не знает, чтобы те попробовали увести его при выходе из школы. Например, назвать по имени и предложить подвезти до дома. Даже назвать ваш адрес. Если ребенок не «клюнул» и тут же перезвонил вам, значит, беспокоиться не стоит. Но если он не прошёл проверку, то следует тут же провести «профилактическую беседу» и объяснить, что в следующий раз такое общение с посторонним может закончиться плачевно. Обычно такого урока хватает на всю жизнь.
Отрепетируйте с ребенком действия при прямом физическом воздействии. Например, если его хватают за руку и насильно куда-то тащат. В этом случае ребенок должен громко кричать заранее заученную фразу. Например, «Помогите, я не знаю этого человека!» или «Это не мои родители!»
Объясните, что в таком случае самое главное – максимально привлечь к себе внимание окружающих. А запугивания, которые могут сопровождать действия незнакомца, всего лишь блеф – убивать ребенка прилюдно никто не будет
А если написать заявление «в связи со сложной эпидситуацией» — это законное основание для пропуска школы?
Согласно п. 27 Типовых правил внутреннего распорядка для учащихся уважительными причинами пропуска занятий считаются:
- болезнь учащегося, посещение врача (предоставляется соответствующая медицинская документация);
- экстренные случаи в семье, требующие личного участия (подтверждаются заявлением законных представителей);
- пропуск занятий по договоренности с администрацией (по письменному заявлению законных представителей);
- участие в предметных олимпиадах, соревнованиях и других мероприятиях (определяется приказом учреждения образования).
В этом перечне нет пункта об эпидемиях. Но в Правилах сказано о возможности пропуска занятий по договоренности с администрацией. Родители могут написать заявление на имя директора и обосновать свою точку зрения. Нелишним будет сослаться на законодательство. Например, на Закон «О правах ребенка», где говорится, что родители несут ответственность за сохранность здоровья детей. Основания для заявления есть даже в самих Типовых правилах. В пункте 2.5 написано, что учащийся имеет право на «охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса». А в пункте 4.10 говорится уже об обязанностях школьников: они должны «заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих…»
Школы обычно пользуются типовыми правилами, разработанными Министерством образования, либо на их основе составляют свои Правила внутреннего распорядка. С ними должны в начале года ознакомить родителей, также правила обычно публикуют на сайте школы.
Вывод: Признают или не признают сложную эпидемиологическую ситуацию уважительной причиной для пропуска школы, зависит от ее руководства и внутренних правил. Все, что можно сделать, это написать заявление и обосновать свою позицию.
«Дистанционного обучения в стране нет»
Но как быть родителям, которые воспитывают детей из группы риска? Мама шестерых детей из агрогородка Чернавщицы (Брестская область) очень переживала по поводу коронавируса. Один ребенок у нее с инвалидностью, у второго — есть ограничения на прием лекарств в связи с кожным заболеванием. Мама хотела оставить всех детей дома, но ей не разрешили.
Женщина даже обращалась с вопросом посещения школы к заместителю председателя местного исполкома и получила ответ: дети могут учиться дома по индивидуальному плану. Правда, с решением проблемы мама опоздала: у одного ребенка уже подтвердился коронавирус. «Притащил из школы», — говорит мама.
Такой ответ прислали нашей читательнице
Директор сельской школы Татьяна Синявская повторила слова коллег о том, что дистанционного обучения в стране нет. Поэтому единственная возможность оставить ребенка дома — это написать заявление на обучение по индивидуальному плану.
— Ребенок учится самостоятельно дома, а мы устанавливаем дни, когда он должен прийти в школу для сдачи зачетов. Когда родители мне звонят, я рассказываю об этом варианте, но их это не устраивает. Они хотят, чтобы с детьми занимались педагоги, как это у нас налажено с детьми-контактами первого уровня. Эти ребята получают задания, которые размещаются на сайте учреждения образования — выполняют их и присылают учителям.
— А почему для тех, кто боится отправлять ребенка в школу, не сделать такую же систему? — спрашиваем.
— У меня как у директора школы нет таких полномочий. Это должно быть решение главного управления образования Брестской области либо Министерства образования.
По мнению директора, серьезных проблем с заболеваемостью в школе нет. Отсутствует около 10% детей — многие дома с ангинами, ОРИ, отитами, то есть проблема не только в коронавирусе. Среди 60 педагогов у 5 подтвержден диагноз COVID-19. Татьяна Синявская считает, что это некритично.
А если это школа не «по прописке», могут отправить в другую — по месту жительства?
«Дистанционного обучения в стране нет»
Но как быть родителям, которые воспитывают детей из группы риска? Мама шестерых детей из агрогородка Чернавщицы (Брестская область) очень переживала по поводу коронавируса. Один ребенок у нее с инвалидностью, у второго — есть ограничения на прием лекарств в связи с кожным заболеванием. Мама хотела оставить всех детей дома, но ей не разрешили.
Женщина даже обращалась с вопросом посещения школы к заместителю председателя местного исполкома и получила ответ: дети могут учиться дома по индивидуальному плану. Правда, с решением проблемы мама опоздала: у одного ребенка уже подтвердился коронавирус. «Притащил из школы», — говорит мама.
Директор сельской школы Татьяна Синявская повторила слова коллег о том, что дистанционного обучения в стране нет. Поэтому единственная возможность оставить ребенка дома — это написать заявление на обучение по индивидуальному плану.
— Ребенок учится самостоятельно дома, а мы устанавливаем дни, когда он должен прийти в школу для сдачи зачетов. Когда родители мне звонят, я рассказываю об этом варианте, но их это не устраивает. Они хотят, чтобы с детьми занимались педагоги, как это у нас налажено с детьми-контактами первого уровня. Эти ребята получают задания, которые размещаются на сайте учреждения образования — выполняют их и присылают учителям.
— А почему для тех, кто боится отправлять ребенка в школу, не сделать такую же систему? — спрашиваем.
— У меня как у директора школы нет таких полномочий. Это должно быть решение главного управления образования Брестской области либо Министерства образования.
По мнению директора, серьезных проблем с заболеваемостью в школе нет. Отсутствует около 10% детей — многие дома с ангинами, ОРИ, отитами, то есть проблема не только в коронавирусе. Среди 60 педагогов у 5 подтвержден диагноз COVID-19. Татьяна Синявская считает, что это некритично.
?♀️ Право родителей на посещение школы
Основание: ст. 44 ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012, рекомендации Роспотребнадзора.
Суть: в законе прямо не прописывается право родителей на посещение школы. Однако это вытекает из всех правовых положений, где указано, что родители могут знакомиться со школьными документами, содержанием учебного и воспитательного процесса, и имеют приоритетное право на воспитание своих детей. Поэтому не пускать родителей в школу руководство не имеет права, но с оговорками.
Во-первых, родители при посещении образовательного заведения не должны нарушать учебный распорядок и посягать на честь и достоинство учителей. То есть родителей обязаны пустить в здание школы, но имеют право вывести оттуда, если они скандалят, срывают уроки и т. д.
Во-вторых, школьная жизнь регламентируется уставом. В устав могут внести пункт о порядке посещения школы родителями, но данные локальные правила не должны противоречить действующему законодательству. В уставе должно быть прописано, есть ли паспортный контроль на входе, требуется ли родителям пропуск и прочие нюансы. Если указано, что в школе действует паспортный режим, родители должны будут подтвердить свою личность.
С 1 сентября 2020 года правила изменились в связи с эпидемией коронавируса. Родителей не будут пускать в школы из-за угрозы распространения заболевания инфекцией. Большинство родительских собраний планируется провести в онлайн-режиме, а все вопросы с учителями будут решаться на улице или так же онлайн.
«Все дети должны быть в школе!»
Общих подходов в учреждениях образования, как нам показалось, сегодня нет. О том, что заявления отныне не принимаются, нам написали родители детей из ряда школ Минска, Могилева, Гродно, Гомеля и т.д. Некоторые читатели говорят, что заявления по-прежнему писать можно, и учителя даже готовы отправлять таким школьникам домашние задания. Есть случаи, когда учителя просят указывать в качестве причины не «эпидемиологическую обстановку», а «семейные обстоятельства».
В школе № 21 г. Могилева родителям вчера сообщили, что «каникулы закончились, завтра учимся как обычно, за каждый пропущенный день справка от врача». В телефонном разговоре директор Галина Викторова подтвердила, что пропускать школу по заявлению нельзя.
Мы попытались выяснить, как же быть тем родителям, которую считают коронавирус серьезной причиной для того, чтобы не отправлять ребенка в школу.
— Боятся — так пусть сидят дома, — коротко ответила директор.
— А какая-то аттестация предусмотрена для таких детей?
— Кто должен учить ребенка? Учитель. Вот и приходите в школу. Никакой страшной ситуации у нас в школе нет. А если кто-то сам себе что-то надумывает, то это его вопросы, пусть он их и решает сам. Все дети у нас в школе!
— То есть у вас вообще никто не болеет? — удивляемся.
— Ну если 1-2-3 и болеют, то это не эпидемия. Я считаю, что это проблемы молодых, которые сами себе придумывают что-то. Пусть тогда сами и решают, что они потом будут делать <…> Ребенок должен быть в школе. А если он сопливый, для этого есть медицинское учреждение, которое определит степень заболеваемости.
? Возвращение ребенка в класс после болезни
Если у ребенка проявились первые признаки коронавируса, то список рекомендаций здесь стандартный. Например, с рекомендациями можно ознакомиться на сайте Департамента образования и науки Москвы, они не будут отличаться в зависимости от регионов:
- при проявлении первых признаков коронавирусной инфекции ребенок должен оставаться дома;
- родители или законные представители ребенка обязаны вызвать врача из участковой поликлиники;
- в том случае, если у врача возникают подозрения на то, что ребенок действительно болен коронавирусной инфекцией, он направляет ребенка на тестирование для выявления наличия или отсутствия вируса в крови;
- если результат теста оказывается отрицательным, лечение проводится по стандартной для ОРВИ схеме, а на «выходе» дается справка о том, что ребенок переболел ОРВИ;
- если же речь идет о подтвержденном заболевании коронавирусом, то ребенок проходит лечение в соответствии с «ковидной» схемой, а дома он находится столько времени, сколько указано в предписании Роспотребнадзора, которое выдано родителям такого ребенка.
В том случае, если у ребенка не подтвердился тест на коронавирус, он остается дома до полного выздоровления. И справка, которая предоставляется в школу, является обычной – такой же, как оформляется при заболевании ОРВИ либо другим заболеванием.
Требовать, как в случае с читателем, справку о том, что у ребенка не было контакта с больными или он сам не заболел вирусом, никто не имеет права. Но только при условии, что у ребенка не было действительно симптоматики коронавирусной инфекции. А это определяет врач. Если такая симптоматика была, то предоставить справку об отсутствии коронавируса придется, а также справку об отсутствии контактов с больными.
Как вы относитесь к требованиям о предоставлении справок об отсутствии вируса или контактов с заболевшими?
Положительно – нормальное правомерное требованиеОтрицательно – все равно эти тесты не покажут стопроцентной картиныНапишу свое мнение в комментарии
Выписка и возвращение в школу, если коронавирус подтвердился
Если коронавирус у ребенка все-таки подтвердился, то он должен, кроме прохождения процедуры лечения по «схеме», также сдать ПЦР-тестирование. Оно проводится на 8-10 день течения заболевания. И уже на основании его результатов лечащим врачом будет принято решение о том, каким образом будет происходить дальнейшая выписка и выход ребенка в школу.
Отдельно в таком предписании указывается тот период времени, который ребенок должен находиться на самоизоляции после получения отрицательных результатов тестов. Выход в школу будет осуществлен только после того, как этот период будет завершен.
Чем еще рискуют дети, оставаясь дома без официального карантина?
Допустим, за год не аттестуют. Чем это грозит? Оставят на второй год?
— Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок как по уважительным, так и по неуважительным причинам или получившие годовые отметки 0 баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)» по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок (п. 18 Правил проведения аттестации).
Школьники, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования. В cлучае, если ребенок, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на итоговую аттестацию в другой срок, он остается на повторный год обучения.
Но если для отсутствия была уважительная причина, на основании решения педагогического совета школьник может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по этим предметам в течение месяца.
Вывод: Ученика могут не аттестовать за учебный год, но он получит задания на лето и сможет пройти итоговую аттестацию в другой срок. Если и тут родители с детьми проигнорируют школу (или ребенок получит 0 во время аттестации), тогда да — придется остаться на второй год. Но согласитесь, для этого нужно еще постараться.
Что могут сделать родители?
Любые рекомендации и меры предосторожности бессмысленны, если их важность не осознается участниками процесса. Во время пандемии последствия мир наблюдал на примере стран, население которых не смогло адекватно оценить угрозу. Поэтому «усиленная работа по гигиеническому воспитанию» из рекомендаций Роспотребнадзора равным образом относится как к педагогам, так и к родителям
Поэтому «усиленная работа по гигиеническому воспитанию» из рекомендаций Роспотребнадзора равным образом относится как к педагогам, так и к родителям.
Фото: Shutterstock
Как родителям подготовить себя и ребенка к новым реалиям учебы? Вот несколько рекомендаций:
Напоминайте о правилах гигиены. Прежде всего, объясните наглядно, для чего нужно мыть руки и соблюдать социальную дистанцию. Если ребенок не понимает смысла правил, он не будет их соблюдать
Лучше ежедневно подтверждать важность гигиены на собственном примере. Можно показать специально созданные для детей «мультфильмы про коронавирус».
Обеспечьте ребенка необходимыми средствами безопасности
Даже если в школах появятся дозаторы с дезинфицирующим гелем, лучше снабдить школьника личным антисептиком. Каждый день кладите в рюкзак новую маску. Это особенно важно, если ученик должен добираться в школу и домой на общественном транспорте.
Избегайте очереди на входе. Старайтесь приезжать в школу заранее — так можно избежать очередей при измерении температуры. По возможности не заходите в школу, чтобы не затруднять пропускной поток.
При необходимости оставайтесь дома. Если у вас, вашей семьи или ребенка замечены признаки респираторных заболеваний, оставайтесь дома и обращайтесь к специалисту. Не нужно рисковать здоровьем других детей и учителей.
Будьте готовы к цифровому взаимодействию. Необходимость снижения до минимума физических контактов приведет к тому, что часть социальных контактов будет переведена в дистанционный формат, например, общение всех членов образовательного процесса (родителей, учителей, администрации школы). Такое мнение выразили эксперты отрасли во время конференции «Августовка Учи.ру». Так, за период самоизоляции цифровые родительские собрания уже показали свою эффективность — высокую «явку» на онлайн-встречи, быструю обратную связь между учителями, учениками и родителями. Чтобы общение было эффективным, участникам придется осваивать цифровой этикет: например, строго соблюдать тематику обсуждения, правильно формулировать и адресовать вопросы.
Будьте терпимы по отношению к учителям. У них кратно возросла нагрузка, связанная не только с подготовкой к урокам, но и с проверкой домашних и контрольных работ в дистанционном формате. Это иной вид деятельности, который сейчас все чаще относят к «цифровой дидактике». Период пандемии показал, что впечатление от дистанционного обучения и качества образования было тем выше, чем лучше была налажена коммуникация учителей и родителей.
Следующий учебный год потребует много усилий как со стороны администраций школ и учителей, так и самих школьников и их родителей
Важно понимать, что соблюдение правил в условиях COVID-19 — не локальная норма, а общепринятая непрерывная практика. Успех школьной системы будет зависеть и от гибкости всех заинтересованных сторон, умения находить общий язык и при необходимости переключаться между онлайн- и офлайн-каналами общения и учебы
Телефон
Если у ребенка ещё нет сотового телефона, обязательно снабдите его «трубкой». Запрограммируйте «горячие клавиши» на номера обоих родителей, бабушек-дедушек и близких друзей или родственников, которым ребенок сможет позвонить одним касанием. Регулярно следите за зарядом аппарата, чтобы его гарантированно хватило до конца дня.
Приучите ребенка к контрольным звонкам. «Я вышел из подъезда» и «я пришёл в школу» должны стать обязательными. Как и сообщения о выходе на обратную дорогу и возвращении домой. Кроме того, если путь туда-обратно занимает много времени, можно договориться, что ребенок будет вам звонить с какой-нибудь контрольной отметки, расположенной на полпути. Так вы всегда будете иметь представление, где находится ваше чадо.
Однако ребенок должен проследить, чтобы в момент звонка рядом не было посторонних. Сотовый телефон, а особенно смартфон в руках у ребенка делает его привлекательной и легкой добычей грабителей.
Вообще, приучите ребенка к понятию «быть на связи», то есть откликаться на ваши звонки при любой возможности и периодически извещать вас, что у него всё хорошо. Например, с перемен между уроками.