Свобода собраний на фоне пандемии
Содержание:
- Юридическая информация
- Ограничение публичных мероприятий и проблема полномочий
- Дополнительные требования и ограничения
- Другие новости на тему
- Резюме
- И не поорать
- Кто на очереди
- Генплан не ждет
- В строгом формате
- Слушать и обсуждать
- Верховный Суд о коронавирусе — применение гражданского законодательства
- Кто успел
- Формулировки запретов и граница между публичными и другими мероприятиями
Юридическая информация
Ограничение публичных мероприятий и проблема полномочий
Публичные мероприятия являются формой реализации свободы собраний и свободы выражения, гарантированных статьями 31 и 29 Конституции РФ. В соответствии с Конституцией, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
Режимы повышенной готовности из-за пандемии COVID-19 вводились главами субъектов или региональными правительствами, то есть не законами, а подзаконными региональными актами исполнительной власти.
Федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов некоторыми полномочиями в этой сфере только 1 апреля: им разрешили устанавливать «обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации». К этому моменту в большинстве регионов уже были введены ограничения.
Таким образом, федеральный закон не вводил ограничения, но делегировал эти полномочия региональным властям. Причем в очень широком виде: без указания на то, какие права могут быть ограничены и в какой степени.
При этом ограничительную роль на себя взяли органы исполнительной власти, в то время как региональные парламенты дистанцировались от этой проблемы. Между тем поправки от 1 апреля наделили их полномочиями наряду с региональными исполнительными властями. Более того, некоторые вопросы, касающиеся публичных мероприятий, относятся к компетенциям региональных парламентов — например, именно они устанавливают «порядок подачи уведомления» об акциях, в том числе куда именно оно подается. В условиях пандемии исполнительные власти некоторых регионов вторглись в эту сферу потребовав дополнительно согласовывать мероприятия с органами власти, о которых не говорится в региональных законах о публичных мероприятиях.
Дополнительные требования и ограничения
Другие новости на тему
Резюме
И не поорать
Заместитель гендиректора ООО «Институт территориального развития» Владимир Аврутин не видит смысла в очных слушаниях: «В том виде, как они сейчас проходят, там крик и ор». Замечания, которые остаются в протоколе, как правило, подаются письменно — это можно сделать и не в день проведения собрания. Само собрание особо ничего никому не разъясняет. Тот, кто хочет разобраться, может посмотреть пояснительные материалы, вместо того чтобы выслушивать тот же доклад на слушаниях.
Слушания по Генплану важны для всех жителей, убежден координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов. С одной стороны, публичные собрания неудобны тем, что большому числу людей сложно в один день оторваться от дел и куда–то прийти. Зато это удобно организованным группам, которых заинтересованные стороны приглашают туда за деньги. Поэтому слушания всегда были уязвимы к массовкам.
С другой стороны, неспециалистам сложно разобраться в материалах без определенных разъяснений. Даже чтобы сформулировать письменное замечание, нужно хотя бы минимально быть в теме. Члены комиссии на собрании могут ответить на какие–то вопросы, например разъяснить назначение той или иной зоны в Генплане. В этом сильная сторона слушаний.
Чтобы при общественных обсуждениях эта возможность не ушла, целесообразно было бы предусмотреть онлайн–консультации, полагает Литвинов.
Кто на очереди
Генплан не ждет
В строгом формате
Слушать и обсуждать
Верховный Суд о коронавирусе — применение гражданского законодательства
Срок исковой давности
Выпадение последнего дня срока на день не продлевает давность. Т.е., переноса ждать не стоит, поскольку объявленные главой государства нерабочие дни не являются таковыми по смыслу Гражданского Кодекса.
Восстановление и приостановление срока исковой давности
Приостановление течения срока будет возможно при наличии двух обстоятельств:
- признании пандемии обстоятельством непреодолимой силы (ОНС)
- существование этой непреодолимой силы последние 6 месяцев течения давности
О появлении и признаках форс-мажора ВС РФ высказался в п. 8 Постановления своего Пленума N 7, принятого в марте 2016 года. Если же ОНС отпадут, то течение срока продолжится. Если же форс-мажор судом не установлен, срок считается как обычно. Коронавирусные же ограничения для граждан признаются ВС основанием для восстановления пропущенного срока в порядке ст. 205 ГК.
Является ли пандемия ОНС в разрезе 401, 416, 417 ГК?
Можно ли считать самоизоляцию, ограничения, вводимые органами госвласти, а также эпидемиологическую обстановку форс-мажором? ВС РФ отвечает: для российских граждан — да, но лишь при отсутствии вины (статья 401 Кодекса).
Однако, Верховный Суд отметил, что распространение вызванной COVID-19 инфекции не может являться ОНС для всех должников. Следовательно, влияние злобного вируса нужно устанавливать в каждом конкретном случае (деле), с учётом влияния обстоятельств. А значит — нет, глобально коронавирус форс-мажором главный суд страны не признаёт.
Каждый конкретный случай суд будет расценивать с точки зрения неотвратимости и чрезвычайности. Для освобождения от ответственности должнику нужно будет доказать:
- наличие ОНС
- причинно-следственную связь между ОНС и задержкой исполнения/не исполнением
- непричастность стороны к созданию ОНС (!sic). Вот тут интересно. Первое — речь об искусственно созданных ОНС, раз создание? Второе, применительно к нынешней ситуации — стороне придётся доказывать, что это не она создала коронавирус?! Это, пожалуй, самый интересный из выводов высокого суда.
- добросовестное принятие стороной разумных мер по минимизации рисков.
Касательно решений торгово-промышленных палат иже с ними
Таковые будут рассматриваться наравне с иными доказательствами и могут быть приняты во внимание. Ну и прекращение обязательства в порядке ст.ст
416, 417 ГК становится реальностью, если невозможность исполнить обязательство становится постоянной (неустранимой)
Ну и прекращение обязательства в порядке ст.ст. 416, 417 ГК становится реальностью, если невозможность исполнить обязательство становится постоянной (неустранимой).
Основание для расторжения договора
Можно ли в текущей ситуации расторгнуть договор? ВС говорит — можно, по ст. 451 Кодекса. Плюсом идёт 328 статья о встречном исполнении обязательств, также предполагающая односторонний отказ от обязательства. Ну и напоследок, 28 статья закона о защите прав потребителей. Коронавирус в данном случае рассматривается лишь как обстоятельство, которое стороны не могли предвидеть, совершая сделку.
Банкротство
Для того, чтобы вернуть заявление о признании должника банкротом, суду достаточно установить лишь один факт. Речь идёт о включении должника в реестр лиц, попадающих под мораторий. Если должник в реестре — суд возвращает заявление. Если нет, то — нет. Остальные основания для возврата, при этом, продолжают действовать.
Исполнительные листы к должникам, на которых наложен мораторий, суд выдавать может. В ходе исполнения допустимо ограничения на право распоряжаться имуществом. Это касается не приостановленных ИП.
Что касается восстановления сроков на предъявление требований — тут нужно смотреть предметно, в рамках каждого дела, подытожил Верховный Суд.