Влияние коронавируса на грузоперевозки в россии

Статистика подпортится

Поэтому нынешний год для грузоперевозчиков, включая работающих на Северо–Западе, вряд ли станет успешнее предыдущего.

По данным Петростата, логистический сегмент в 2019 году развивался весьма энергично. Общий объем услуг по транспортировке и хранению, оказанных организациями Петербурга, превысил 752 млрд рублей (+8,8% к 2018 году), в Ленинградской области — 196 млрд рублей (+6,6%).

Прошлый год также оказался удачным для отечественных гаваней: объем перевалки вырос до 256 млн т (+4%), следует из данных администрации морских портов Балтийского бассейна. Лидерство по динамике — у порта Приморск, который в 2019 году перевалил 47 млн т нефти (+23%).

От этого аванпорта по Севморпути отправляются танкеры и в Китай, так что карантинный режим может сказаться и на показателях единственного стивидора — ООО «Приморский торговый порт».

Глобальная торговля развивается под воздействием различных факторов — торговых войн, санкций, недобросовестной конкуренции, в том числе труднопрогнозируемых событий, включая эпидемии. Китайская «фабрика» играет особую роль для нашей страны. Российско–китайский внешнеторговый оборот в 2019 году превысил $110 млрд, половина из которых составляет импорт. В регионы Северо–Западного федерального округа в большей степени идут потребительские товары, а из России в Китай поставляется в основном сырье. Доставка осуществляется через профессиональные экспедиторские компании, к примеру «Евросиб–СПб ТС», «Петро–Брокер». Поэтому последствия изменения структуры грузооборота между Россией и Китаем коснутся не только дальневосточных регионов, но и Петербурга. Вполне ожидаемо сокращение объема поставок. Но утверждать, что это всерьез и надолго, пока рано. Речь идет в большей степени о возможном эпизодичном снижении объемов без учета интернет–торговли (В2С) в определенных товарных группах (продукция, предназначенная для розничной продажи населению). Но если карантинные каникулы затянутся, неизбежно снижение объемов поставок некоторых широких категорий товаров, в том числе сложной продукции, товаров, используемых в быту, изделий, носящих эстетические функции. Если падение будет достигать критического уровня, то рынок может отреагировать — главным образом розничными ценами. В этом случае торговля (и не только российская) начнет искать новые страны для локализации производства. Это могут быть, например, другие государства Азиатско–Тихоокеанского региона. Сейчас все зависит от того, насколько быстро в Китае локализуют вирус, насколько мобильно сможет адаптироваться вся производственная цепочка. Но становится все более очевидно, что этот процесс окажется довольно длительным.

Николай Якушев

эксперт по вопросам ВЭД, член World Economics Association

В случае закрытия китайских портов для экспорта в Европу снижение грузопотока коснется Большого порта Санкт–Петербург примерно через 30–45 дней. Об объемах падения говорить пока бессмысленно: это зависит от уровня ограничений, установленных властями КНР. В целом наши партнеры, океанские морские линии, ожидают существенного снижения грузопотока из Китая с конца февраля 2020 года, однако уже с середины апреля они прогнозируют начало активного восстановления рынка.

Николай Негодов

гендиректор ММПК «Бронка»

Ситуация, на мой взгляд, не критическая. Конечно, в связи с тем, что традиционные новогодние выходные затянулись, объемы грузопотока упали. В AsstrA общее количество заказов за прошедшие недели 2020 года снизилось на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2019–го. Больше всего пострадали железнодорожные перевозки (–45%). Количество грузоперевозок морским транспортом снизилось незначительно — на 11%, а авиадоставки показывают небольшой прирост (+4%). Многие наши контрагенты (поставщики, клиенты и партнеры) в Китае сообщили, что работают удаленно, home office. Такая ситуация продлится минимум до конца февраля. Заводы и фабрики также полноценно смогут заработать только к концу месяца.

Вячеслав Гураль

региональный директор по странам Азии группы компаний Asstra

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Симптомы заболевания COVID-19: первые признаки и дальнейшее течение болезни

Выявить или определить заболевание COVID-19 на глаз не сможет даже опытный врач-инфекционист. Чтоб подтвердить диагноз, необходимо сдать мазок и получить лабораторное подтверждение.

Инкубационный период

Временной период между заражением и проявлением клинических симптомов называется инкубационным периодом. COVID 19 имеет продолжительность инкубационного периода от 1 до 14 дней. Чаще всего вирус начинает проявляться на 5й день.

Первые симптомы

По данным ВОЗ и Википедии у больных чаще всего встречаются такие симптомы:

  • Повышенная температура тела 37,5 и выше/лихорадка — 88,7%
  • Кашель (мокрота отходит у 33,7% случаев) — 67,8%
  • Усталость — 38,1%
  • Затрудненное дыхание (отдышка) — 18,7%
  • Боль в суставах и мышцах, груди — 14,9%
  • Головная боль — 13,1%

Реже среди симптомов встречаются:

  • Заложенность носа
  • Насморк
  • Диарея
  • Тошнота
  • Рвота

Авиаперевозки

Больше всего пострадали авиакомпании и аэропорты, которые потеряют, по оценкам экспертов, около 270 млрд. руб. Наибольшие потери понесло направление международных авиаперевозок. Расписания рейсов авиакомпаний постоянно обновляются в зависимости от текущей эпидемической и политической ситуации. В связи со снижением грузопотока многие авиакомпании работают по чартерному расписанию, применяя тарифы с повышенным коэффициентом 2–3. Текущие тарифы определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы на продолжительный период. Стоит отметить, что часть грузов в Сибирь и на Дальний Восток отправляется вместо авиадоставки автомобильными магистральными перевозками.

Логистика в России

В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

Остановимся подробнее на ситуации в России.

Состояние отрасли логистики в России

Не секрет, что два главных потока товаров – ЕС и Китай – были существенно сокращены в связи с пандемией. Рынки автомобильных, авиа- и морских перевозок падают день ото дня, и улучшения пока не наблюдается. Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе, и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое.

Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.

Логистика России в цифрах

По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% – 230,3 млрд руб. – это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться, «но, вероятнее всего, это будет возможно лишь в малонаселенных субъектах и на итог повлияет незначительно».

Рассмотрим каждый вид перевозки по типу транспорта отдельно.

Рекомендации по безопасной работе на автомобиле во время коронавируса

Разрешены ли грузоперевозки по России при коронавирусе

Морские контейнерные перевозки

Несмотря на закрытие границ, в сегменте российских контейнерных перевозок по итогам первого квартала пока наблюдается положительная динамика. Но из-за усложнения ситуации в Европе сократились отправки оттуда как грузов на Восток, так и порожних контейнеров.

Участники рынка отмечают, что в общей стоимости перевозки скидка, несмотря на высокий долевой показатель, имеет незначительный вес. Исторически сегмент контейнерных перевозок был более волатильным благодаря своей нишевости и большому фокусу на импорт. За последние годы уровень контейнеризации экспорта значительно вырос, что может поддержать быстрое восстановление после того, как пандемия пойдет на спад, тогда как импорт и внутренние перевозки останутся под давлением слабого рубля и экономики.

Пик активности COVID-19 в Европе является причиной отмены выхода океанских судов из Юго-Восточной Азии, так как невозможно обработать судовые партии в европейских портах. Речь уже не идет о сроках и тарифах. Зачастую компании руководствуются принципом «лишь бы доставить».

Порожние рейсы и нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов заметно влияют на морские перевозки:

  • Порты работают медленнее на принятие и выпуск грузов и с задержками в таможенном оформлении.

  •  В связи с падением спроса на перевозимую продукцию сокращаются провозные возможности.

  • Возникает дисбаланс свободного оборудования (пустых контейнеров) по странам: нехватка в одних и излишек в других. Судовладельцы ставят суда на прикол до возобновления спроса на контейнерные перевозки.

  • Многие участники рейсов вынуждены из-за карантина находиться в море без возможности «сойти на сушу». Грузы «зависают» в море. Моряки требуют унификации локальных карантинных мер внутри страны, выделения «зеленых коридоров» для осуществления пересменки персонала.

Сухопутное пересечение границы: ситуация на сегодня

Граница со стороны Беларуси открыта на въезд и выезд. Она не закрывалась из-за пандемии коронавируса, в отличие от российской стороны. С 18 марта 2020 года Россия ввела меры по ограничению распространения коронавирусной инфекции и закрыла все внешние границы, в том числе с Белоруссией.

С 21 сентября 2020 года между странами возобновилось авиасообщение. Когда откроется граница Беларусь-Россия для свободного пересечения на авто пока сегодня неизвестно. Всё зависит от ситуации с пандемией коронавируса COVID-19 — допустить свободное перемещение граждан между странами российские власти пока не готовы.

Когда пустят поезда тоже неизвестно — пограничный контроль работает только для пропуска грузов и граждан в ситуациях, описанных ниже.

Пересечение границы Беларусь-Россия ограничено на основании Распоряжения Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».

На сегодня, 23 декабря 2020 года, пересечь российско-белорусскую границу могут следующие лица (актуально для россиян и белорусов):

  1. Сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, международных организаций и их представительств, иных официальных представительств иностранных государств, расположенных на территории РФ, должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства, а также члены их семей.
  2. Водители грузовых автомобилей, экипажи воздушных, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного сообщения.
  3. Сотрудники Межправительственной фельдъегерской связи, члены официальных делегаций, въезжающих в РФ.
  4. Лица, имеющих дипломатические, служебные или частные визы, выданные в связи со смертью близкого родственника, а также визы, выданные по решению МИДа России.
  5. Граждане Беларуси, въезжающие в РФ в качестве курьеров дипломатической связи либо в связи со смертью близкого родственника (супруга, супруги, родителя, детей, усыновителя, усыновлённого, опекуна и попечителя).
  6. Лица, являющиеся членами семьи (супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновлёнными), опекунами и попечителями граждан РФ.
  7. Постоянно проживающие на территории РФ, а также следующих транзитом через воздушные пункты пропуска через государственную границу РФ.
  8. Лица, являющиеся участниками и членами семей участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
  9. Лица, участвующие в проведении наладки и технического обслуживания оборудования иностранного производства, указанные в списке ФСБ России.
  10. Однократно въезжающие в РФ, привлекаемые к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, включённых в список ФСБ России.
  11. Граждане Республики Белоруссия, являющихся сотрудниками белорусских компаний, принимающих участие в работах по обеспечению беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в РФ в сфере ядерной энергетики, строительства, добычи нефти и газа, переработки полезных ископаемых, направляемых на промышленные объекты в РФ для работы вахтовым методом, указанных в списке ФСБ России.
  12. Въезжающие в РФ в целях лечения.
  13. Однократно въезжающие в РФ к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновлённым).

Это все основания для пересечения границы. По другому проехать в Россию из Беларуси сегодня на автомобиле не получится, только самолётом. Проезд обычным гражданам закрыт.

На сегодняшний день — 23 декабря 2020 года, ситуация с COVID-19 в мире сильно лучше не становится. Например, Великобритания и Финляндия, начинают повторно вводить ограничения для предотвращения распространения пандемии.

Никакого чёткого плана, графика и конкретных сроков пока нет. Будем держать вас в курсе развития ситуации.

С моря на рельсы

Африка и Ближний Восток

Танзания

Довольно неожиданное открытие Танзании для россиян в первой тройке зарубежных стран в августе породило множество мемов в рунете, но, если отбросить шутки, оно того стоит: одних лишь национальных парков здесь целых 22. Еще в мае правительство страны обязало все объекты туристической инфраструктуры пройти COVID-сертификацию, чтобы обеспечить путешественникам максимальную безопасность.

Условия въезда: если вы летите авиакомпанией, которая требует справку об отсутствии коронавируса, то по прилете в Танзанию вас также попросят ее предъявить. Остальным путешественникам справка не нужна.

Как лететь: из Москвы с одной пересадкой — через Дубай. Прямых рейсов пока нет, но с 25 октября чартерные рейсы авиакомпании Nordwind из Москвы на остров Занзибар намерен запустить туроператор «Пегас Туристик».

Национальный парк Серенгети

Египет

Каир, Луксор, храмы Карнака и египетские курорты открыты. В Каире работают практически все музеи, но некоторые достопримечательности (например знаменитый рынок Хан-Эль-Халили) на момент публикации были закрыты, так что лучше уточнять информацию непосредственно перед поездкой. Разрешено заполнение музеев максимум на 50%, посетители обязаны носить маски.

Условия въезда: в аэропорту необходимо предъявить справку об отсутствии COVID-19 (ПЦР-анализ) на английском, с момента сдачи анализа до въезда в страну должно пройти не более 72 часов. Также нужен страховой полис, покрывающий расходы на лечение от COVID-19. Для россиян, прилетающих в Хургаду, Шарм-Эль-Шейх, Марса-Алам и Табу через третьи страны, справка из России не обязательна, но если ее нет, то необходимо пройти тестирование по прибытии и не покидать отель в течение 12 часов до объявления результата.

Как лететь: прямыми рейсами из Москвы в Каир «Аэрофлота» и Egypt Air четыре раза в неделю.

ОАЭ

Для туристов из России открыты Дубай, Шарджа, Аджман, Рас-Эль-Хайма, Фуджейра и Умм-Эль-Кувейн, а вот в Абу-Даби обязательна 14-дневная изоляция даже при наличии справки об отсутствии COVID-19. Работают пляжи, отели и спа-центры, в Дубае открыты различные достопримечательности и парки развлечений с ограничениями по количеству посетителей. Необходимо носить маски и соблюдать социальную дистанцию.

Условия въезда: всем (в том числе транзитным) пассажирам, за исключением детей до 12 лет, необходимо иметь распечатанную справку об отсутствии COVID-19 (ПЦР) на английском. Сдать анализ нужно максимум за 96 часов до вылета или же в аэропорту Дубая. По прилете в Дубай также необходимо будет пройти ПЦР-тест, скачать приложение DXB Smart App (App Store, Google Play) и оставаться в отеле до получения результата по эсэмэс.

Как лететь: из Москвы в Дубай прямыми рейсами «Аэрофлота» и Emirates четыре раза в неделю. В предстоящий зимний сезон туроператор Tez Tour намерен запустить чартерную программу в ОАЭ из Москвы, Казани, Ростова-на-Дону и Новосибирска.

Отельный комплекс Al Mahara Resort

Марокко

Королевство Марокко открыло в сентябре границы со странами, с которыми действует безвизовый режим, и Россия относится к их числу. Пляжный сезон в Марокко уже закончился, зато осень — отличное время для экскурсионных поездок по стране, особенно через пустыню, где летом очень жарко.

Условия въезда: необходимы подтверждение брони отеля, официальное приглашение от марокканской принимающей компании с указанием паспортных данных всех туристов, целей и сроков пребывания в стране, справка об отсутствии COVID-19.

Как лететь: пока о планах по запуску прямого рейса из Москвы речь не идет. Из Москвы с одной пересадкой до Касабланки — через Стамбул, до Марракеша и Агадира — через Париж.

Ненужные каникулы

Паралич бизнес–активности

Но главным экономическим фактором сейчас стал коронавирус (он, кстати, повлиял и на курс российской валюты тоже). По словам заместителя директора операционного управления по морским перевозкам группы компаний AsstrA Андрея Зайцева, бизнес–активность морского флота в китайских портах практически парализована.

«Часть компаний отправила сотрудников в вынужденные отпуска. Множество дорог, терминалов и заводов в Китае закрыто, отгрузки не производятся, а основные контейнерные линии объявили blank sailings. Это может означать, что судно пропускает один порт или что все рейсы отменены», — говорит Андрей Зайцев.

О приостановке приема экспортных букингов через порты Петербурга и Ленобласти уже объявила французская транспортная компания CMA CGM. Грузоперевозчик сообщает, что до 21 февраля порты в Гамбурге и Роттердаме останутся чрезмерно загруженными из–за неблагоприятных погодных условий и увеличения количества отмененных рейсов в результате распространения коронавируса.

Швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) предупредила о перебоях в доставке грузов на азиатский и ближневосточный рынки. При этом расходы по хранению и простою товара несет грузовладелец, подчеркивает перевозчик.

«В некоторых портах, где невозможно выгрузить некоторые или все рефрижераторные контейнеры, MSC вынуждена выгружать их через промежуточный или альтернативный порт и удерживать там, пока не появится возможность направить их в назначенный порт выгрузки. В случае если ситуация не изменится, мы можем отказаться от рейса», — следует из объявления на официальном сайте компании.

Железнодорожные перевозки

Отрасль ж/д перевозок переживает кризис. Однако есть позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток из стран Азии. На фоне экономического спада ОАО РЖД приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками (на транспортировку угля, антрацита и др.). Со скидкой до 42,5% отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах (кстати, ОАО РЖД отмечает рост погрузки продуктов питания на фоне эпидемии: в марте на 16,9% с опережающим ростом отдельных позиций, в том числе сахара – на 85,6%, овощей – на 42,3%). В операторском сегменте продолжает развиваться циклический спад – замедление экономической активности влияет и на рынок предоставления вагонов.

В целом, железнодорожные перевозки в другие направления осложнены, ставки возросли.

Проблемы логистики из-за коронавируса (covid-2019)

Сконцентрироваться на выходе из кризиса

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.

Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.

Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.

Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.

После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.

Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.

Логистика в Евросоюзе

Экономика Евросоюза в настоящий момент испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. Движение грузового транспорта полностью не закрыли, однако действуют определённые ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Экспонента количества заболевших в Европе в настоящее время до сих пор растёт.

В целом, эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.  

Основные логистические тенденции в ЕС:

  • Снизился объем и внутриевропейских, и международных перевозок.

  • В связи с режимом самоизоляции, введенным во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми.

  • В ЕС отменили ограничения, запрещающие движение грузового транспорта в выходные дни.

  • Ставки внутри Европы снижаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector