Обязательное тестирование сотрудников на коронавирус: учет расходов
Содержание:
- Бюджетный учет расходов на предупредительные меры
- Имеет ли право работодатель заставить работника тестироваться?
- Кто должен платить за тест?
- Документы, представляемые в ФСС
- Тест на 10 млрд
- Статистика заражений коронавирусом по регионам России на 24 декабря 2020
- ❗ Виды справок и правила их применения для каждого случая
- А если работник заболел?
- Имеет ли право работодатель заставить сдавать тест на коронавирус?
- Обязанность работодателя проводить тестирование на коронавирус
- Страховые взносы
- Юридическое болото
- Компенсации за использование личного имущества в связи с работой на «удаленке»
- Как поступить, если работодатель заставляет пройти тест?
- Кто должен соблюдать карантин
- Применение бюджетной классификации
- Анализ не для всех
- Налог на доходы физических лиц
Бюджетный учет расходов на предупредительные меры
Приведем основные корреспонденции счетов, предусмотренные Инструкцией № 162н для отражения в бюджетном учете расходов на борьбу с коронавирусом и их возмещения ФСС.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Начислены страховые взносы на травматизм |
1 401 20 213 |
1 303 06 731 |
Оплачены приобретенные в рамках мероприятий по предупреждению распространения коронавируса: |
||
– приборы (оборудование), относящиеся к основным средствам |
1 302 31 83х |
1 304 05 310 |
– материальные запасы |
1 302 34 83х |
1 304 05 34х |
Приняты к бюджетному учету: |
||
– приборы (оборудование), относящиеся к основным средствам |
1 106 31 310 |
1 302 31 73x |
– материальные запасы |
1 105 31 341 |
1 302 34 73x |
Оплачены медицинские услуги на проведение тестов на COVID-19 |
1 302 26 83х |
1 304 05 226 |
Отражены расходы на оплату оказанных медицинских услуг |
1 401 20 226 |
1 302 26 73х |
Начислена компенсация затрат, произведенных учреждением в рамках предупредительных мер |
1 209 34 561 |
1 401 10 134 |
Зачтены расходы, произведенные в рамках предупредительных мер учреждением, которое не участвует в пилотном проекте, путем встречного требования к ФСС |
1 303 06 831 |
1 209 34 661 |
Перечислены страховые взносы в ФСС учреждением, которое не участвует в пилотном проекте, за минусом расходов, произведенных в рамках предупредительных мер |
1 303 06 831 |
1 304 05 213 |
Поступили в доход бюджета от ФСС средства на возмещение расходов на предупредительные меры, произведенных учреждени– ем – участником пилотного проекта, наделенным полномочиями: |
||
– по администрированию кассовых поступлений в бюджет |
1 210 02 134 |
1 209 34 661 |
– по начислению и учету платежей в бюджет |
1 304 04 134 |
1 303 05 731 |
1 303 05 831 |
1 209 34 661 |
* * *
Расходы учреждения (страхователя), направленные на предупреждение заболевания работников коронавирусом, теперь можно возмещать за счет страховых взносов, уплачиваемых в ФСС. Полный перечень таких расходов приведен в п. 3.1 Правил № 580н, среди них расходы:
-
на приобретение СИЗ органов дыхания, а также лицевых щитков, бахил, противочумных костюмов первого типа и одноразовых халатов;
-
на покупку дезинфицирующих средств для обработки рук и дозаторов для них;
-
на приобретение рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, упаковки, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
-
на приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работников и термометров;
-
на проведение лабораторного обследования работников на коронавирус.
Чтобы воспользоваться правом на возмещение расходов, учреждению следует обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 01.10.2020 с заявлением о финансовом обеспечении соответствующих предупредительных мер, а также представить документы, которые указаны в п. 4.1 Правил № 580н.
Новшества вступили в силу с 04.08.2020 и будут действовать до конца года.
Имеет ли право работодатель заставить работника тестироваться?
Кто должен платить за тест?
Документы, представляемые в ФСС
Для обоснования финансового обеспечения мероприятий на борьбу с коронавирусом учреждению (страхователю) необходимо представить в ФСС заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году по форме, приведенной в приложении к Правилам № 580н. К ним в обязательном порядке следует приложить документы, копии документов, заверенные печатью страхователя (при ее наличии), обосновывающие необходимость осуществления соответствующих расходов (п. 4.1 Правил № 580н, введенный Приказом Минтруда РФ № 365н).
Вид расходов |
Подтверждающие документы |
Приобретение СИЗ органов дыхания, щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов первого типа, одноразовых халатов |
1. Перечень приобретаемых средств защиты с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности. 2. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые средства защиты подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Приобретение дезинфицирующих средств для обработки рук и дозаторов к ним |
1. Перечень приобретаемых дезинфицирующих средств с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности. 2. Перечень приобретаемых дозирующих устройств с указанием их количества и стоимости. 3. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые дезинфицирующие средства, дозирующие устройства подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Приобретение рециркуляторов воздуха и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия |
1. Перечень приобретаемых дезинфицирующих средств вирулицидного действия с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности. 2. Перечень приобретаемых устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей дезинфицирующими средствами вирулицидного действия с указанием их количества и стоимости. 3. Копии регистрационных удостоверений на приобретаемые рециркуляторы воздуха. 4. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые дезинфицирующие средства вирулицидного действия подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Приобретение устройств для измерения температуры тела |
1. Перечень приобретаемых устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров с указанием их количества и стоимости. 2. Копии сертификатов (деклараций) соответствия, если приобретаемые устройства подлежат обязательной сертификации (декларированию) |
Проведение тестирования на COVID-19 |
1. Копия списка работников, направляемых на обследование на COVID-19. 2. Копия договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медицинской организацией (медицинской лабораторией) и документа, подтверждающего стоимость обследования одного работника, при отсутствии такой информации в договоре. 3. Копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, подтверждающей допуск медицинской организации (медицинской лаборатории) к проведению работ по обследованию (тестированию) работников на COVID-19, а также регистрационного удостоверения на использование на территории РФ соответствующих тестов (тест-систем) |
В 2020 году в условиях реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий по предупреждению распространения коронавируса названные документы подаются в территориальный орган ФСС по месту регистрации учреждения не позднее 01.10.2020.
Тест на 10 млрд
Статистика заражений коронавирусом по регионам России на 24 декабря 2020
Регион
Заражено
Вылечено
Погибло
% Смертей
Москва
756586
582772
10613
1.4%
Санкт-Петербург
212074
123518
7074
3.34%
Московская область
142744
101262
2724
1.91%
Нижегородская область
65805
58669
1516
2.3%
Свердловская область
55341
47658
1376
2.49%
Ростовская область
48547
39193
1887
3.89%
Красноярский край
43907
37550
1551
3.53%
Воронежская область
43110
41415
986
2.29%
Архангельская область
40358
31086
400
0.99%
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
39508
35424
510
1.29%
Иркутская область
38385
33591
1124
2.93%
Ульяновская область
34057
30969
435
1.28%
Мурманская область
33943
31120
602
1.77%
Волгоградская область
33215
31494
419
1.26%
Саратовская область
33143
28490
370
1.12%
Ставропольский край
33130
29702
680
2.05%
Хабаровский край
32359
27774
198
0.61%
Челябинская область
32223
22988
470
1.46%
Алтайский край
31194
28612
781
2.5%
Ямало-Ненецкий автономный округ
30716
23013
312
1.02%
Самарская область
28946
26684
540
1.87%
Омская область
28139
25517
812
2.89%
Республика Коми
28072
24972
534
1.9%
Пермский край
27985
22098
1028
3.67%
Приморский край
27379
19356
339
1.24%
Оренбургская область
27310
23845
305
1.12%
Новосибирская область
26632
22454
902
3.39%
Краснодарский край
26224
17696
822
3.13%
Забайкальский край
25261
23048
359
1.42%
Республика Саха (Якутия)
24841
22287
363
1.46%
Кемеровская область (Кузбасс)
24595
21455
451
1.83%
Республика Карелия
24575
17385
144
0.59%
Пензенская область
24451
19989
298
1.22%
Республика Бурятия
24164
21544
552
2.28%
Кировская область
23662
16966
220
0.93%
Томская область
22925
18387
206
0.9%
Республика Крым
22463
16938
444
1.98%
Республика Дагестан
22202
19061
1078
4.86%
Тюменская область
22084
20703
190
0.86%
Ленинградская область
21997
19795
207
0.94%
Брянская область
21528
18948
216
1%
Тульская область
21181
18552
671
3.17%
Ярославская область
20774
19453
159
0.77%
Вологодская область
20563
15796
342
1.66%
Тверская область
20370
15045
435
2.14%
Белгородская область
20338
18452
216
1.06%
Псковская область
20037
10295
96
0.48%
Орловская область
19936
17856
247
1.24%
Ивановская область
19762
14710
444
2.25%
Калужская область
19690
18392
153
0.78%
Курская область
19328
17512
275
1.42%
Удмуртская Республика
17909
14363
363
2.03%
Республика Башкортостан
17741
13928
128
0.72%
Астраханская область
17584
11996
348
1.98%
Владимирская область
17134
15411
421
2.46%
Рязанская область
17041
15551
134
0.79%
Новгородская область
16635
12041
98
0.59%
Тамбовская область
16402
14585
166
1.01%
Республика Хакасия
16200
13162
230
1.42%
Калининградская область
16084
12793
155
0.96%
Смоленская область
15762
11990
314
1.99%
Чувашская Республика
15454
13790
443
2.87%
Кабардино-Балкарская Республика
15004
12966
251
1.67%
Амурская область
14761
13175
105
0.71%
Липецкая область
14737
11145
218
1.48%
Сахалинская область
14568
11348
14
0.1%
Карачаево-Черкесская Республика
14396
12820
38
0.26%
Республика Тыва
14328
13083
157
1.1%
Костромская область
14126
10475
211
1.49%
Республика Калмыкия
13953
11436
190
1.36%
Республика Алтай
13240
12597
83
0.63%
Республика Мордовия
12790
10495
83
0.65%
Республика Татарстан
12480
10555
171
1.37%
Республика Ингушетия
11424
9505
130
1.14%
Республика Северная Осетия — Алания
11306
10038
85
0.75%
Курганская область
11149
9847
152
1.36%
Республика Адыгея
10313
8251
80
0.78%
Камчатский край
9483
8365
82
0.86%
Республика Марий Эл
8775
7786
113
1.29%
Чеченская Республика
7587
3546
88
1.16%
Магаданская область
6686
6171
61
0.91%
Севастополь
6094
5667
207
3.4%
Еврейская автономная область
3595
2485
62
1.72%
Ненецкий автономный округ
754
678
—
0%
Чукотский автономный округ
499
432
4
0.8%
Показать все
Статистика по России
❗ Виды справок и правила их применения для каждого случая
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют четыре основных вида справок об отсутствии коронавирусной инфекции:
- Справка о том, что у человека, предъявляющего данный документ, коронавирус не обнаружен. Она может быть получена в форме «для предъявления по требованию». Такая форма справки является универсальной и предоставляется во всех случаях, когда возникает такая необходимость.
- Справка об отсутствии контактов с инфицированными вирусом. Чаще всего она формируется для того, чтобы показать требующим ее сторонам, что у человека никаких контактов с зараженными лицами не было. Наиболее частым использованием этой справки является ее предъявление при пересечении территориальных границ регионов (например, на выезде из него), если для такого региона характерна сложная ситуация с большим числом заболевших новой инфекцией.
- Справка, подтверждающая не просто отсутствие контактов человека с инфицированными лицами, но и отсутствие таких передвижений, когда он был в других государствах или регионах Российской Федерации, где эпидемиологическая обстановка является неблагоприятной.
- Справка, подтверждающая, что сданный тест на коронавирус у человека является отрицательным. Наиболее частым случаем предъявления этой справки является ее направление работодателю с целью получения разрешения на осуществление работы на своем рабочем месте.
Наиболее универсальными на сегодняшний день видами справок являются справки об отрицательном анализе на коронавирус, а также об отсутствии самого вируса у человека, которая предъявляется по требованию заинтересованного лица.
А если работник заболел?
Имеет ли право работодатель заставить сдавать тест на коронавирус?
Согласно Трудовому Кодексу (ч.1 ст.88) работодатель может запрашивать только те сведения о здоровье сотрудника, которые связаны с его трудовыми обязанностями. Именно на это и ссылается Минтруд РФ в своем ответе на запрос депутата Госдумы Николая Николаева относительно обязательности тестирования работников.
Таким образом, формально администрации предприятий не могут требовать от штата результатов анализа на коронавирус. Но в этой ситуации есть свои нюансы, и некоторым работникам все же необходимо пройти тестирование.
Однако в ч.9 ст.20 все той же законодательно-правовой нормы перечислены исключения из правил. Под эту категорию подпадают люди, которые страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 в условиях пандемии, речь идет о следующих лицах:
- тех, кто контактировал с больными коронавирусом;
- вернувшихся на территорию России с признаками респираторного заболевания;
- пациентов с диагнозом «нетипичная пневмония»;
- лиц, перешагнувших 65-летний рубеж, с симптомами ОРВИ;
- медиков с риском инфицирования коронавирусом на рабочем месте (эта категория должна обследоваться еженедельно);
- персонал учреждений постоянного пребывания (кадетские корпуса, дома-интернаты, места лишения свободы и т.п.).
Все вышеперечисленные граждане обязуются пройти тест, в противном случае их могут привлечь к административной ответственности.
Кроме того, каждый регион может сам устанавливать требования к прохождению тестов. Так, Указ мэра Москвы №12-УМ обязывает работодателей каждые 15 дней выборочно тестировать 10% от всего штата.
За свой счет
Предприятие не имеет права требовать от сотрудника самостоятельно оплачивать анализ. Финансовые расходы на тестирование власти возложили на работодателя. Об этом говорится в письме Федерального фонда медицинского страхования (ФОМС) от 9 июля 2020 года. Что касается столицы, то московская мэрия возьмет на себя часть расходов по тестированию, немного разгрузив предприятия.
После отпуска
Существует отдельная норма, касающаяся туристов. Все вернувшиеся из-за границы должны в трехдневный срок загрузить на портал Госуслуг результаты анализа на COVID-19. В Москве и Санкт-Петербурге это можно сделать бесплатно по ОМС. В поликлиниках регионов придется раскошелиться на сумму от 900 до 3500 руб.
Обязанность работодателя проводить тестирование на коронавирус
Хотя на федеральном уровне такая обязанность не вводилась, отдельные регионы это требование выставляют, а это значит, что для ведения деятельности работодатель обязан провести тестирование сотрудников (обязательные случаи направления работников в медлабораторию для прохождения теста на наличие инфекции COVID-19 содержатся в Письме Роспотребнадзора №02/8480-2020-24 от 30 апреля 2020 г.)
В частности, с 01.06.2020 такое требование действует в Москве (не менее 10% кадрового состава каждые 15 календарных дней), однако в столице, по данным мэрии, процедура оплачивается за счет города — работодатель оплачивает только забор крови, собственно анализы оплачиваются из городского бюджета.
Информация о том, как оплачивается тестирование в прочих субъектах федерации, содержится на сайтах регионального правительства. В ФФОМС, тем не менее, отмечают: реально тестирование проводится массово именно за счет средств работодателя.
Страховые взносы
В отношении страховых взносов Минфин выделяет четыре ситуации(письма от 09.11.2020 № 03-01-10/97136, от 30.10.2020 № 03-04-06/94972, от 29.10.2020 № 03-15-06/94216, от 21.10.2020 № 03-15-06/91555).
1. Работодатель оплачивает (медучреждению) стоимость исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции и иммунитета к ней. При этом действия работодателя обусловлены требованиями действующего законодательства РФ, законодательных актов субъектов РФ, решений представительных органов местного самоуправления и требованиями, содержащимися в решениях вышеупомянутых должностных лиц (далее – требования). Например, для московских организаций требования предусмотрены в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»). В этом случае расходы работодателя на оплату анализов признаются направленными на обеспечение нормальных и безопасных условий труда и не связаны с выплатами в пользу работников. Следовательно, стоимость анализов не включается в базу для исчисления страховых взносов на основании НК РФ.
2. Работодатель компенсирует работникам расходы на проведение тестов на COVID-19 и антитела. Причем выплата компенсации предусмотрена требованиями в целях обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников. Суммы возмещения расходов:
-
признаются компенсационными выплатами, связанными с выполнением трудовых обязанностей, упомянутым в ст. 422 НК РФ;
-
не облагаются страховыми взносами.
3. В случае отсутствия в требованиях условия о возможности для работодателей компенсировать своим сотрудникам суммы их расходов на прохождение анализов на коронавирусную инфекцию и антитела, выплаты облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, так как не поименованы в закрепленном в ст. 422 НК РФ перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
4. Организация заключает на срок не менее одного года договоры ДМС или договоры на оказание медицинских услуг с медицинскими учреждениями, в рамках которых могут осуществляться исследования работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции. Суммы платежей по таким договорам не учитываются в базе для начисления страховых взносов на основании НК РФ.
Как видим, обязанность начисления страховых взносов возникает, если в региональных (местных) документах не закреплена возможность работодателя компенсировать сотрудникам их расходы на проведение анализов. Однако это лишь мнение Минфина.
Здесь уместно вспомнить другую ситуацию – проведение обязательных медосмотров работников. Регулирующие органы неоднократно сообщали, что если организация перечисляет денежные средства медучреждению, то страховые взносы начислять не надо. Вместе с тем в случае возмещения сотрудникам расходов на проведение медосмотра страховые взносы необходимо уплачивать в общеустановленном порядке, поскольку суммы возмещения не названы в ст. 422 НК РФ в составе выплат, не облагаемых взносами (письма Минфина России от 18.05.2020 № 03-15-06/40293, от 01.11.2019 № 03-04-05/84588 и др., Письмо ФНС России от 27.01.2020 № БС-4-11/1082@).
Важно, что суды придерживаются иной позиции. Отменяя решения проверяющих о начислении недоимки, арбитры указывают:
-
сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда;
-
спорные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являются вознаграждением за труд;
-
отсутствие договора у работодателя с медучреждением и выплата спорных сумм на основании авансовых отчетов не имеют значения для целей исчисления страховых взносов.
В частности, позиция в пользу организаций изложена судьями в Определении ВС РФ от 13.04.2020 № 309-ЭС20-3763 по делу № А76-14135/2019, постановлениях АС ВВО от 25.09.2020 № Ф01-12707/2020 по делу № А43-53967/2019, АС ВСО от 09.08.2016 № Ф02-3901/2016 по делу № А19-18321/2015 и т. д.
Таким образом, считаем, что отсутствие в региональных (местных) документах условия о возможности работодателя компенсировать сотрудникам их расходы на проведение анализов на коронавирус и антитела – не повод для начисления страховых взносов. Однако эту позицию придется отстаивать в судебном порядке.
Юридическое болото
Сразу начнем с самого сложного – с юридической рассогласованности польского законодательства в этой сфере. Далее постараемся выйти на плато более понятных решений, но сначала придется погрузиться в трясину неопределенности.
Законов, чьи положения противоречат друг другу, в том числе и в данной сфере, довольно много. Мы не ставим себе цели рассказать обо всех из них, и укажем лишь на самые распространенные — этого будет более чем достаточно.
К примеру, вот несколько норм законодательства, которые условно можно считать аргументам за принудительное тестирование:
- Трудовой кодекс обязует работодателя обеспечивать безопасность и здоровые условия труда, охранять жизни и здоровье персонала, в т.ч. с использованием «достижений науки и техники».
- Работник должен выполнять свои обязанности здоровым, иначе работодатель вправе не отстранить его.
- Работодатель в случае подозрений может (а в некоторых случаях обязан) отправить сотрудника на медицинское обследование.
Одновременно существует ряд положений, которые можно считать аргументацией против принудительного тестирования. Для нашего примера достаточно и одного:
Польский закон о защите персональных данных, а также некоторые нормы общеевропейского профильного законодательства, относят сведения о здоровье человека с категории данных, обработка которых без согласия самого человека невозможна.
Вернее, закон дает право на обработку таких данных без согласия, но требует сложнейшего, а подчас и вовсе невозможного (в контексте рассматриваемого вопроса), доказательства такой необходимости.
Что мы имеем? Явный правовой дисбаланс: с одной стороны, работодатель обязан обеспечить безопасность коллективу, а с другой, работник, в отношении которого возникли подозрения, может отказаться от предложенного тестирования, ссылаясь на защиту персональных данных. Чтобы разомкнуть этот порочный круг, привлечем другие нормы законодательства, не настолько прямо связанные с ситуацией.
Компенсации за использование личного имущества в связи с работой на «удаленке»
В период пандемии немало работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Такие сотрудники при исполнении служебных обязанностей, как правило, используют собственную оргтехнику (ноутбуки, компьютеры, видеокамеры, смартфоны), личный домашний или мобильный доступ в Интернет, приобретенное для собственных нужд программное обеспечение и т. д. А поскольку удаленная работа не квалифицируется как дистанционная, то работник не обязан использовать для выполнения трудовых функций свою домашнюю технику. Компромиссное решение в такой ситуации – выплата сотрудникам компенсации за использование личного имущества в производственных целях. (Подчеркнем: выплата такой компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.)
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах своего личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, амортизацию инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, поскольку норм подобных компенсаций Налоговый кодекс не содержит и не предусматривает порядок их установления (см. Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Эта компенсация освобождается от НДФЛ, поскольку входит в список необлагаемых выплат (абз. 11 НК РФ).
Таким образом, для правомерного освобождения от обложения НДФЛ сумм компенсаций за использование личной оргтехники работника работодателю нужно документально подтвердить (см. письма Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 № 03-04-05/86158):
-
принадлежность используемого имущества работнику;
-
фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели;
-
расчеты компенсаций;
-
суммы произведенных в связи с этим расходов.
Как поступить, если работодатель заставляет пройти тест?
Очевидно, что все сказанное выше и далее относится только к случаям законного трудоустройства, и в первую очередь по умове о праце. Оплата больничных по умове злецения имеет свои особенности, а при умове о дзело может быть вовсе не предусмотрена.
Если в рассматриваемой ситуации работодатель обращается к вам с предложением / требованием пройти тестирование на коронавирус, то существует несколько вариантов:
- Согласиться и договориться об условиях тестирования, обсервации и дальнейших действиях после получения результатов.
- Отказаться, ссылаясь на закон о сохранности персональных данных.
В последнем случае не стоит забывать о возможности работодателя обратиться к врачу или санинспектору, которые обладают правом назначить тестирование. Но надо понимать, что в таком варианте затраты не могут лечь на работника, а время обсервации должно оплачиваться по больничному.
В завершении рассмотрим еще несколько специфических вопросов и ответов на них, связанных с темой данного разбирательства.
Часто задаваемые вопросы
️ Работник уже давал согласие на обработку персональных данных при устройстве – достаточно ли этого для тестирования?
Нет. Закон требует согласия на каждый конкретный случай получения доступа к персональным данным. Разрешение, данное при трудоустройстве, не может распространяться на тестирование на коронавирус.
️ Может ли коллективный договор предусматривать согласие на тест?
Если это грамотно и однозначно прописано в коллективном договоре, то может. Это уже будет считаться согласием на конкретную обработку. Другое дело, что на практике работодатели в массе своей пока еще не среагировали на подобную возможность, и наличие такого пункта наблюдается крайне редко.
️ Какой результат теста может передаваться работодателю?
Это зависит от согласия работника на обработку данных. Если согласие подписано, то работодатель вправе получить полную информацию. Если же речь идет о назначении теста через врача или санитарного инспектора, то работодатель получит сведения только в формате допускается сотрудник к работе или нет. Причины и основания (результаты, диагноз) доведены до сведения не будут.
Но и здесь есть практическая сторона дела. Есть ли смысл скрывать такие сведения? Особо впечатлительный работодатель все равно будет считать, что причина отстранения от работы – коронавирус. Возможно, куда логичнее выглядит предоставление информации: при отрицательном тесте, это успокоит его, при выздоровлении, а значит наличии иммунитета, аналогично.
Из других материалов «Польского консультанта» можно узнать:
- В Польше значительно выросло количество жалоб на невыплаты зарплат.
- Изменились противоэпидемиологические правила в некоторых повятах РП.
- 90% украинцев довольны, что остались в Польше во время пандемии.
Была ли статья полезна?
Да11Нет1
СРОЧНО. Требуется ваш честный отзыв о кадровых компаниях, через которые вы работали. С вас отзыв, с нас консультация
СРОЧНО. Требуется ваш честный отзыв о кадровых компаниях, через которые вы работали. С вас отзыв, с нас консультация
Кто должен соблюдать карантин
Человек обязан находится на строгом карантине в таких ситуациях:
При контакте с инфицированным COVID-19. Ограничения накладываются на всех людей, которые встречались с заболевшим, независимо от длительности контакта.
При возвращении из зарубежной поездки. Изоляция назначается для всех туристов, вернувшихся из-за границы, независимо от наличия в стране пребывания коронавирусной инфекции.
При совместном проживании с вернувшимся из-за рубежа. Единственный вариант для родственников, который поможет избежать карантина, — не встречаться с прибывшим. В таком случае турист из аэропорта сразу направляется в обсервационное учреждение.
В Москве установлены более строгие стандарты. Помимо указанных категорий под карантин подпадают все москвичи старше 65 лет, а также пациенты с хроническими заболеваниями.
Применение бюджетной классификации
В соответствии с Порядком № 209н расходы казенного учреждения (страхователя) на приобретение товаров и услуг, произведенные в рамках мероприятий по предупреждению распространения коронавируса, нужно относить на следующие подстатьи КОСГУ (см. также письма Минфина РФ от 26.12.2019 № 02-05-10/102478, от 24.01.2020 № 02-08-10/4318, от 06.04.2020 № 02-08-10/27111):
-
310 «Увеличение стоимости основных средств» – при закупке бесконтактных измерителей температуры, диспенсеров для антисептических средств, бактерицидных облучателей (облучателей-рециркуляторов) и иных приборов (оборудования), относящихся к основным средствам со сроком полезного использования более 12 месяцев;
-
341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» – при приобретении дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток, бактерицидных ламп, термометров и других материалов медицинскими учреждениями в целях оказания медицинской помощи (услуг);
-
346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» – при закупке бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, антисептиков, масок, латексных перчаток и других материалов учреждениями (за исключением медицинских) для своих сотрудников (персонала) в целях профилактики случаев заболевания коронавирусом;
-
345 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» – при приобретении специальной одежды в качестве средств индивидуальной защиты (противочумных костюмов, халатов и иной одноразовой одежды);
-
226 «Прочие работы, услуги» – при оплате медицинских услуг на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.
Порядок отнесения указанных расходов на соответствующий КВР будет зависеть от того, является казенное учреждение участником пилотного проекта ФСС «Прямые выплаты» или нет.
Расходы по финансированию предупредительных мер учреждения, не участвующего в пилотном проекте ФСС, отражаются по тем же КВР, что и страховые взносы на травматизм, в соответствии с Порядком № 85н (см. также Письмо Минфина РФ № 02-05-10/102478):
-
119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;
-
129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;
-
139 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда (денежное содержание) гражданских лиц»;
-
149 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов».
Если учреждение является участником пилотного проекта ФСС, то расходы осуществляются за счет бюджетных средств по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» с последующим их возмещением из бюджета ФСС. Сумма такого возмещения будет отражаться по соответствующим подстатьям и элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130, увязанного с подстатьей 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.
Анализ не для всех
В Союз потребителей и КонфОП стали поступать обращения членов семей пациентов из регионов, которым диагностировали новую коронавирусную инфекцию. Они жалуются на дополнительные расходы на анализы на COVID-19 (тесты ПЦР). Люди вынуждены делать их в частных клиниках за свой счет, так как в госполиклиниках нужно ждать своей очереди две-три недели. Об этом «Известиям» рассказал председатель Союза потребителей Петр Шелищ.
Организации описали проблему в письмах председателю межведомственной комиссии Совета безопасности по вопросам создания национальной системы защиты от новых инфекций Дмитрию Медведеву и главному санитарному врачу Анне Поповой. Обращения были направлены 16 октября и 28 октября соответственно (есть у «Известий»).
По требованиям Роспотребнадзора, те, кто живет вместе с заболевшим COVID-19, должны сдать ПЦР-тест на коронавирус. Если анализ покажет, что патогена в организме нет, человеку не нужно будет соблюдать карантин и он сможет свободно передвигаться. Плюс два контрольных теста сдают те, кто выздоровел, — без этого врачи не закроют больничный.
Вне бюджета правило_1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Анализ на коронавирус можно сделать бесплатно по программе ОМС. В московских поликлиниках доступна запись на тест максимум через три дня, а в регионах очереди можно ждать две-три недели.
В письмах организаций привели в пример семью из Волгодонска (Ростовская область), которая потратила 11,2 тыс. рублей на анализы на инфекцию. Заболела неработающая пенсионерка. Двое других членов семьи сначала оплатили тесты на коронавирус для себя, а потом, когда она выздоровела, два контрольных анализа для пожилой родственницы. Семья хотела сдать тесты в местной поликлинике бесплатно, но очереди нужно было ждать несколько недель, сказано в документах организаций. При этом месячный доход этой семьи складывается из двух пенсий и одной стипендии, поэтому расходы на анализы стали существенными.
— Безусловно, исполнение требований Роспотребнадзора способствует защите здоровья заболевших коронавирусом людей и всех, кто вынужден с ними контактировать, — сказал Петр Шелищ «Известиям». — Однако дополнительные расходы ложатся на плечи граждан и могут быть непосильны для них.
Поэтому организации в своих письмах в Совет безопасности и Роспотребнадзор предложили возложить часть дополнительных расходов граждан из-за новой инфекции на бюджетную систему, например если речь идет об анализах на COVID-19.
Вне бюджета правило_2
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Возмещать расходы мог бы Фонд обязательного медицинского страхования, сказал «Известиям» Петр Шелищ. При этом гражданам стоило бы предоставлять в организацию чеки об оплате анализов, считает он.
В аппарате Дмитрия Медведева «Известиям» оперативно не ответили. В Роспотребнадзоре сказали, что рассмотрят предложение, как только письмо организаций официально поступит в ведомство. В пресс-службе Федерального фонда обязательного медицинского страхования и в Минздраве Ростовской области на запрос «Известий» не ответили.
Налог на доходы физических лиц
Финансовое ведомство неоднократно сообщало, что если проведение исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством РФ, обусловлено обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, то экономической выгоды (дохода) у таких работников возникать не будет (письма от 30.10.2020 № 03-04-06/94972, от 29.10.2020 № 03-15-06/94216, от 09.10.2020 № 03-03-06/1/88521, от 25.06.2020 № 03-03-07/54757 и др.).
Примечательно, что, высказываясь в отношении НДФЛ, Минфин не упоминает об исследовании на наличие антител (иммунитета). Чтобы не включать стоимость этого анализа в облагаемые НДФЛ доходы, нужно подтвердить, что он проводился в интересах не работника, а работодателя. На наш взгляд, необходимость проведения анализов на антитела тоже можно обосновать целями функционирования организации. Соответственно, отпадает обязанность исчисления НДФЛ со стоимости исследования на антитела к коронавирусу.